присвоения немногих оставшихся источников государственных доходов (свидетельство
тому — новейшие скандальные интриги вокруг приватизации мощных нефтяных и
металлургических компаний, предприятий связи и т.п.), расчищают дорогу
иностранному капиталу в овладении остатками российской промышленности (под
флагом «реструктуризации» предприятий) и месторождениями природных ресурсов (под
предлогом привлечения иностранных инвестиций на условиях соглашений о разделе
продукции). Сокращение социальных расходов и субсидий населению остается главным
направлением «социальной политики».
Эту очевидную, казалось бы, сюрреалистичность происходящего можно рационально
объяснить лишь в контексте глобальных мирохозяйственных тенденций и процессов,
во многом определяющих сегодня ситуацию в России.
2. Новый мировой порядок
Современное глобальное экономическое развитие характеризуется сочетанием двух
противоречивых тенденций: подчинения мировой экономики интересам международной
финансовой олигархии и транснационального капитала, с одной стороны, и
конкуренции национальных экономических систем, — с другой. Эти тенденции
переплетаются, создавая в каждой стране уникальную комбинацию действия внешних и
внутренних факторов. Разнообразие этих комбинаций дает и столь же различные
результаты — от полной колониальной зависимости большинства африканских стран,
где безраздельно доминирует транснациональный капитал, до экономической мощи
США, Германии, Японии, Китая, в коих хозяйственная политика властей в основном
определяется интересами национального капитала и отечественных
товаропроизводителей. Между этими полюсами современного мира расположились:
страны Латинской Америки, пытающиеся создать определенные ниши для развития
собственного капитала в условиях доминирования транснациональных корпораций;
члены Европейского сообщества, во многом отказавшиеся от национального
суверенитета в экономической политике в пользу европейского транснационального
капитала; мусульманские державы, сочетающие политику привлечения иностранного
капитала с твердым отстаиванием своих национальных интересов; быстро
развивающиеся «тигры» Юго-Восточной Азии с превалированием национальных
интересов в стратегии развития и привлечения иностранных инвестиций.
Формирование экономической модели каждой страны идет в напряженной борьбе за
контроль над институтами государственной власти между представителями
транснационального и национального капиталов, мировой олигархией и национальной
элитой. У них разные (часто противоположные) интересы и ценности, различные
инструменты воздействия на экономику. Страны, доминирующие в мировой торговле и
международных финансах (в первую очередь США, Великобритания, Япония и
Швейцария), являются одновременно центрами базирования транснационального
капитала, что предопределяет относительно высокую согласованность интересов их
национальной элиты и мировой олигархии. Слаборазвитые же страны практически
лишены внутренних источников инвестирования и целиком зависят от
транснационального капитала, что предопределяет компрадорский характер их
национальных элит: противоречие между интересами транснационального и
национального капиталов разрешается путем втягивания последнего в обслуживание
ТНК и упомянутых элит — в периферийные слои мировой олигархии. «Болото»
представлено остальными развивающимися странами, стремящимися отстоять
национальные интересы в глобальной международной конкуренции, использовать свои
конкурентные преимущества для упрочения положения в мировой экономической
системе.
Подлинные национальные интересы каждой страны определяются прежде всего
требованиями обеспечения государственной независимости, благосостояния и
высокого качества жизни народа, сохранения его культуры и духовных ценностей.
Эти интересы диктуют соответствующие приоритеты международного сотрудничества, в