1. Итоги реформационного пятилетия через призму национальных интересов России
С такой позиции и с точки зрения потребностей подавляющего большинства
российских граждан результаты пяти лет экономической реформы выглядят абсурдно и
катастрофично. Об этом уже немало написано на страницах журнала [2], отмечу лишь
наиболее существенные факты. До начала «перехода к рынку» российское государство
обладало самой большой в мире собственностью, вторым по мощи научно-промышленным
потенциалом, первой по обороноспособности армией, наиболее квалифицированными
трудовыми ресурсами. Сегодня Россия откатилась во вторую десятку стран по объему
экономической деятельности, имеет максимальный в мире государственный долг.
Армия и ВПК фактически разваливаются от недофинансирования и отсутствия военных
заказов. Российское государство лишилось подавляющей части собственности,
основная масса населения потеряла свои сбережения. Разрушено около двух третей
имевшегося научно-промышленного потенциала, демографические потери составили за
эти годы 8 млн. человек. Ущерб от «утечки умов» оценивается в 50 млрд. долл.,
стремительно падает образовательный уровень нации (миллионы детей и подростков
не посещают школу и обречены на положение социальных изгоев в будущем), по
продолжительности жизни Россия «сравнялась» со многими африканскими
государствами.
Достоверные прогнозы социально-экономической эволюции нашей страны дают
удручающую картину. Сложившееся в результате тотальной либерализации
неестественное соотношение цен на ресурсы и готовую продукцию, на отечественные
и импортные товары, равно как и завышенные ставки процента и исключительно
низкие нормы прибыли в производственной сфере, делают убыточными и
неконкурентоспособными большинство отечественных предприятий, блокируют
экономический рост.
Более чем пятикратное сокращение производственных инвестиций свидетельствует о
затягивании экономики страны петлей сужающегося воспроизводства. Накопленные
обязательства по обслуживанию государственного долга вогнали нас в долговую
ловушку: вследствие устойчивого (более чем двукратного) превышения расходов на
обслуживание этого долга над потоком доходов государства сложилась ситуация
неуправляемого роста таких обязательств. Десятикратное сокращение расходов на
науку и образование лишают Россию главных источников современного экономического
роста — научно-технического прогресса и интеллектуального потенциала.
Согласно прогнозным расчетам, если не изменить основные направления проводимой
экономической политики, через несколько лет произойдет полное финансовое
банкротство государства. Мы окончательно утратим национальный контроль над
внутренним рынком и большей частью производственного потенциала, включая
наиболее ценные участки недр. Будут ликвидированы научно-технический потенциал и
значительная часть социальной сферы. Страна бесповоротно лишится основных
факторов экономического роста и поддержания национального суверенитета,
превратится в мирохозяйственный сырьевой придаток и поставщика дешевых трудовых
ресурсов.
В социальном плане эта перспектива сулит увеличение безработицы и сокращение
доходов населения, ликвидацию соответствующих гарантий, для обеспечения которых
у государства не останется финансовых возможностей. Демографическая составляющая
соответствующего прогноза свидетельствует о вероятном дальнейшем снижении вдвое
численности населения России к середине следующего столетия. При этом к востоку
от Урала будет проживать не более 10 млн. человек, и огромные пространства
страны превратятся в пустыню, если, конечно, демографический вакуум не заполнят
иммигранты из Китая и Средней Азии (в любом случае эти просторы уже не будут
контролироваться Россией — у страны не хватит ни людских, ни военных ресурсов).
В зависимости от конкретных механизмов дальнейшего ослабления России протекторат