которые дают шансы обернуть в собственную пользу развивающееся мировое
разделение труда и глобальную конкуренцию. Для России это: 1) высокий уровень
образованности населения и духовные традиции, ориентирующие людей на
созидательный творческий труд, социальную справедливость и партнерство,
самореализацию личности при обеспечении интересов общества; 2) богатые природные
ресурсы, способные удовлетворить подавляющую часть внутренних потребностей в
сырье и энергоносителях; 3) огромная территория и емкий внутренний рынок,
обусловливающие широкое разнообразие форм жизнедеятельности и потребностей
населения; 4) относительно низкие затраты на воспроизводство рабочей силы в
сочетании с отмеченным высоким уровнем ее квалификации; 5) значительный
научно-промышленный потенциал (включая существенные масштабы сводных
производственных мощностей, позволяющие наращивать производство продукции со
сравнительно низкими издержками), наличие серьезных технологических заделов и
разработок по ряду направлений современного и новейшего технологических укладов
(у нас еще сохранились оригинальные научные школы и уникальные передовые
технологии, практическое применение которых сможет обеспечить развитие
конкурентоспособных в масштабах мирового рынка производств); 6) накопленный опыт
экспортирования продукции с высокой добавленной стоимостью и налаживания
производственной кооперации с предприятиями многих стран (прежде всего СНГ,
Азии, Восточной Европы). Активно реализуя данные преимущества, можно обратить в
свою пользу баланс национальных интересов и интересов транснационального
капитала как на внутреннем рынке, так и в перспективных для России нишах
мирового рынка.
В-третьих, на основе национальных конкурентных преимуществ необходимо
разворачивать свои глобальные экономические структуры, способные соперничать с
транснациональным капиталом на мировом рынке и использовать возможности
последнего. Для этого нужна государственная политика «выращивания» национальных
лидеров, которые в состоянии в перспективе выступить и мировыми лидерами,
локомотивами экономического роста в мирохозяйственных масштабах (первым этапом
здесь может стать формирование в России транснациональных финансово-промышленных
групп, действующих в ареале постсоюзного пространства [5]).
В-четвертых, предстоит освоить технологию обеспечения своего влияния в
институтах регулирования мировой экономики и во властных институтах важных для
России стран. Весь опыт отечественной дипломатии должен быть мобилизован для
реализации во взаимоотношениях с внешним миром коренных российских интересов.
Они сегодня противоречат интересам мировой олигархии, и все же фатальной
неизбежности трансформации этой конфронтации в крайние разрушительные формы нет.
Транснациональный капитал, повторюсь, иногда вынужден инвестировать развитие
народного хозяйства тех или иных стран; его политика во многом зависит от
политики страны пребывания. Если правительство последней твердо и умело
отстаивает национальные интересы и интересы отечественных деловых кругов,
транснациональный капитал вынужден адаптироваться к этим требованиям, идти на
взаимовыгодную кооперацию.
Прогнозные разработки ведущих экономических институтов России показывают, что
строгое соблюдение приоритета национальных интересов во внешнеэкономической (во
всех ее аспектах) политике, сочетаемое с активной структурной и научно-техничес