блокируются любые попытки реального стимулирования инвестиционной активности и
научно-технического прогресса, поддержки российских товаропроизводителей на
внутреннем и внешнем рынках. Россия находится среди тех немногих стран, где
правительственные структуры поддерживают своими гарантиями не отечественного, а
иностранного товаропроизводителя, приватизируют важнейшие отрасли экономики в
пользу не национального, а зарубежного капитала, отдают государственное
телевидение на откуп транснациональной культуре.
Один из устоев разработанной западными «консультантами» и проведенной известным
российским правительственным ведомством приватизации — распродажа госпакетов
акций предприятий за бесценок, естественным образом сопровождаемая огромными
спекулятивными прибылями иностранных посредников, которые перепродают
многократно недооцененные акции приватизируемых предприятий за рубеж.
Транснациональным корпорациям, скупающим эти акции «за копейки», гарантируется
устранение российских конкурентов и захват потенциальных источников доходов.
Столь же выгодно транснациональному капиталу и самоустранение Правительства и
Центрального банка России от активной инвестиционной и промышленной политики: в
условиях кризиса ликвидности это влечет за собой прогрессирующее ослабление
российских предприятий, половина из которых уже стали убыточными и уступили наш
рынок иностранным конкурентам.
В общем, главным итогом проводимой в России экономической политики оказалась,
как уже отмечалось, расчистка экономического пространства для транснационального
капитала. Применительно к большинству отраслей отечественной экономики она уже
произошла, и на очереди — закрепление достигнутых рубежей на основе дальнейшего
обессиливания российской государственности.
Первый и наиболее технологически отработанный путь к этому — форсирование
наращивания государственного долга. Рост затрат на его обслуживание провоцирует
получение новых кредитов под еще большие обязательства России, включая передачу
в залог недр, продажу земельных участков, политические уступки (вплоть до
ядерного разоружения, удовлетворения территориальных претензий и т.п.). Здесь
налицо быстрое продвижение, причем наряду с втягиванием в долговую ловушку
федерального правительства (его внешний долг стал самым большим в мире, а
ежегодные расходы на его обслуживание уже прочно перекрыли поток налоговых
поступлений) идет соответствующая активная обработка региональных властей. Им
предлагают внешние займы под ростовщический процент и с использованием в
качестве залога имеющихся в регионах активов, включая права недропользования.
Второй путь — принуждение России к частичному отказу от суверенитета в связи с
принятием новых международных обязательств, предусматривающих отказ от
односторонних действий в важных для транснационального капитала областях. Это
касается прежде всего сфер внешней торговли, финансовых рынков,
недропользования. Не случайно в качестве приоритетного направления
правительственной деятельности объявлено присоединение России к Всемирной
торговой организации, Парижскому клубу, Договору об Энергетической хартии.
Каждый из этих режимов международного права означает частичный отказ от
суверенитета в соответствующей области.
Третий путь — укрепление компрадорского политического режима, включая
продолжение политики свертывания социальных расходов государства, стимулирование
алкоголизации и наркотизации общества, развращение молодежи и создание
невыносимых условий для жизни старших поколений, дискредитацию конструктивной
парламентской оппозиции (а при необходимости — применение прямых политических
репрессий и полицейских мер). Примеров тому можно приводить множество.
Активизация действий по всем этим направлениям ведется под лозунгом
развертывания лидерами «обновленного» правительства «нового этапа реформы». Еще