Индейцы верили также в духов - хозяев леса, воды. Посредниками между людьми и духами выступали шаманы. Шаманизм был широко распространен среди индейцев Бразилии.
С религиозной жизнью, а также с торговлей были связаны многочисленные праздники индейцев. На них обычно приглашались гости из соседних деревень. На праздниках происходил обмен товарами, разрешались споры, заключались браки.
Вторжение португальцев нарушило процесс естественного развития индейских племен. Менялись исконные места обитания индейских групп, которые под натиском колонизаторов вынуждены были уходить в иные области Бразилии. Например, племена тупинамба, жившие на побережье северо-востока Бразилии, после прихода португальцев начали переселяться в районы Амазонии. Изменился и сам характер миграций индейских племен. Если до прихода португальцев индейцы переселялись компактными массами, то в колониальный период они стали уходить часто разрозненными группами, вливаясь в другие племена. Это приводило к физическому смешению индейских племен и к нивелировке их культуры. В то же время постоянная борьба, которую индейские племена вели с португальскими колонизаторами, способствовала их объединению. Восстания индейских племен происходили в стране на протяжении всего колониального периода.
Португальская колония
Для европейцев открытие Бразилии состоялось 22 апреля 1500 г., когда португальская морская экспедиция, во главе которой стоял Педру Альварес Кабрал, в поисках новых путей в Индию обнаружила неизвестную землю, которую португальцы назвали "Терра-да-Санту-Круш" (Земля Святого Креста). В последующую четверть века туда снаряжалось еще несколько экспедиций, но по существу организованная колонизация будущей Бразилии началась лишь с 1530 г. В это время в Бразилию прибыла экспедиция Мартима Афонсу ди Соуза, состоявшая из 400 колонистов, которые привезли с собой скот и семена сахарного тростника, со временем ставшего основной культурой, на которой держалась экономика колонии. В 1532 г. Соуза основал город Сан-Висенти (будущий Сантос), а в 1533 г. - город Пиратининга (будущий Сан-Пауло). В результате деятельности экспедиции Соузы были установлены наконец границы между новой португальской колонией и испанскими владениями в Южной Америке.
Первые португальские переселенцы, попавшие в Бразилию, составляли крайне неоднородную по своему социально-экономическому положению группу белого населения. Всех их объединяла жажда быстрого обогащения. Но золота и драгоценных камней в Бразилии португальцы первоначально не обнаружили, что в значительной степени и определило медленные темпы ее освоения. Наибольшей ценностью в глазах португальских колонистов обладало лишь дерево пау-бразил, произраставшее на побережье страны и содержавшее ценное красящее вещество, использовавшееся в Европе для получения ярко-красной краски. От него и происходит современное название страны - Бразилия.
В период между 1534 и 1536 гг. в Бразилии в основном оформилась структуры землевладения португальцев. Крупнейшими земельными собственниками были донатарии (в переводе с португальскою "донатарий" - человек, что-либо получивший в дар). Они получали от короны и наследственное владение огромные земельные угодья - капитанства. Донатарии обладали широкими административными и юридическими полномочиями и своей капитании. Они могли организовывать собственную администрацию, учерждать суды, обращать в рабство индейцев, живущих на этой территории.