Магистр Новой Европы.
Для полного понимания политики Павла, совершенно необходимо осветить революционное переустройство императором Ордена Мальтийских рыцарей. Павел неоднократно утверждал, что основа идеологии, суть которой приукрашена красивыми словами «Свобода, Равенство, Братство», «Права Человека», «Гуманизм» и проч., есть желание навязать Европе «равнение по низшим» (буквальное выражение Императора), что неизбежно, по мере распространения этой отравы, приведет к повсеместной деградации. Павел понял раньше кого бы то ни было, что эти идеи несут в себе определенное мировоззрение, и противостоять им можно только выдвинув свои идеи, которые также несут в себе мировоззрение, свое видение мира. А дряхлеющий мир монархий и разъединяющих общество сословий противостоять им не мог уже тогда (не в силовом плане - в силовом плане еще мог, а в борьбе за влияние на умы) и должен был становиться слабее в перспективе. Поэтому для борьбы против чуждой России и всей Европе либеральной идеологии Павел решил выставить в материальной сфере - принципиально новый по тому времени тип вождистского государства, основой которого будет иерархия, порядок, справедливость и народное единство, а в духовной - возрождение воинской (рыцарской) касты, объединенной в воинско-духовную организацию орденского типа, с присущими для всех рыцарских орденов церемониями, посвящениями, клятвами и обрядами. По замыслам Императора, на первом этапе Орден должен распространить свои принципы на русское дворянство, дабы вновь превратить его в воинскую касту и вобрать в себя лучших его представителей, а затем распространить его действие на всю Европу. Кроме того, Павел личным указом ввел принципиальное новшество - разрешил доступ в Орден лицам недворянского происхождения за личные заслуги, ввел в армии для награждения особо отличившихся нижних чинов медали в виде мальтийских крестов («донаты ордена св. Иоанна Иерусалимского»). «Павел I берет на себя возглавление католическим орденом с титулом великого магистра. И это в нем вовсе не компромисс с своей совестью или безразличие к той и другой религии. Орден мальтийских рыцарей, который привлек его внимание, был исключительно подходящим, как для индивидуально-духовной закалки, так и для просветления Европы. Мальтийцы, ведущие свой род от иоаннитов, рыцарей-монахов, ставили своей целью дела помощи ближним, но вместе с тем и с оружием в руках защищали европейский мир от неверных еще долго после того, как в Европе исчезло классическое рыцарство .»
« .Император Павел, с универсальной стороны мальтийства, оказался также непонятен Европе, как не поняли и русские смысла введения в России орденства. И католические и лютеранские государи мечтали только о том, чтобы спрятаться в свои норки и там отсидеться».
«Мальтийское орденство, введенное императором Павлом, надо рассматривать под двумя углами зрения: под внутренним, чисто русским, и вторым - универсальным. Первую, русскую идею, вложенную в рыцарство, правильнее всего назвать перерукоположением дворянства. Император Павел Петрович, с его обостренными понятиями чести и долга, веры и верности, никак не мог согласиться, что голый факт принадлежности к высшему сословию ставит человека, действительно, выше всех. Екатерининскому дворянству, шляхетного, польского типа, в особенности нужна была орденская, духовная прививка. Да и в дальнейшем Собакевич и Коробочка, Чичиков и Милюков, Ленин - были по паспорту дворянами, но какой прок России от их дворянства?»
« .Русский император лелеял мысль сгруппировать вокруг Мальтийского ордена все духовные и военные силы Европы, без различия сословия и вероисповедания, чтобы подавить движение, которое угрожало не только «престолам и алтарям», но также всему существующему порядку в мире. Кто знает, размышлял российский монарх, не суждено ли и сейчас этому Ордену объединить все лучшие элементы и послужить могучим оплотом против растлевающего движения? Помимо того Павла прельщали в Мальтийском ордене его традиции, рыцарский уклад и его мистическое направление, так отвечающее его собственному религиозному мировоззрению . »