« . малейшие дети включались в действительную службу, и чтоб им почти от рождения шло старшинство, и чтоб можно было, через происки, потом самих ребятишек брать в выпуск капитанами. Что же касается до взрослых, то и из них большая часть вовсе не служила, а все жили по домам и либо мотали, вертопрашничали, буянили, либо с собаками по полям только рыскали, да выдумывали моды и разнообразные мотовства; однако, не смотря на то, еще скорее доставали себе либо поручичьи, либо капитанские чины, и, будучи сущими ребятишками и молокососами, выпускаемы в сих чинах в полки . и сих ложных офицеров наплодили столько, что отнюдь не знали, куда с ними деваться .»
Можно вспомнить и строки «Капитанской дочки» А.С.Пушкина: «Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя Б., близкого нашего родственника. [ .]Я считался в отпуску до окончания наук .» Далее из повествования мы узнаем, что по достижении 17 лет Петруша Гринев, ни единого дня не прослужив в армии, получив поручика, отправился на службу, будучи никак не обучен для воинской службы.
В результате всего это безобразия, из года в год поражавшего армейский организм, получилась ситуация, когда национальные и государственные интересы вошли в радикальное противоречие с интересами многочисленной социальной группы, представители которой привыкли жить разнузданно и безответственно, знать не желали порядка, а лишь потакали своим прихотям. Радикальная реформа стала необходимостью, иначе армия, в конце концов, просто потеряла бы всякую боеспособность.
Павел начал с самого первого дня. Он приказал разогнать Генштаб и через 4 дня набрал его из совершенно новых людей. Дальше Павел затеял грандиозную чистку армии. За время его царствования из армии было изгнано 7 фельдмаршалов, 333 генерала и 2261 штаб- и обер-офицеров, которые не выдержали экзамен по военному делу. Всех нижних чинов из дворян, числившихся при полках, но находящихся в длительных отпусках, выгнали из армии. «Павловская муштра, - признавали даже противники Императора, - имела до некоторой степени положительное значение. Она сильно подтянула распущенную армию, особенно же гвардию конца царствования Екатерины. Щеголям и сибаритам, манкировавшим своими обязанностями, смотревшими на службу, как на приятную синекуру и считавшими, что «дело не медведь — в лес не убежит» — дано понять и почувствовать, что служба есть прежде всего -служба . Порядок, отчетливость и единообразие всюду были наведены образцовые .» Гвардейский офицер: « .при Императрице мы думали только о том, чтобы ездить в театры, в общество, ходили во фраках, а теперь с утра до вечера на полковом дворе, и учили нас всех, как рекрут . »
Разболтавшиеся за время царствования Екатерины дворяне от такой службы побежали, и Император начал борьбу против целого сословия, не желавшего служить своему народу и своему государству. Павел издал ряд указов, затрудняющих дворянам поступление на гражданскую службу. В 1798 году было воспрещено уходить в отставку до получения первого офицерского чина. Дворян, не служивших в армии и уклоняющихся от службы в выборных должностях, Павел повелел предавать суду. 12 апреля 1800 года был издан указ, по которому вышедшие в отставку из армии дворяне были лишены права поступать на штатскую службу.
По проекту Павла Аракчеев (которому тоже несправедливо досталось от потомства) реформировал артиллерию, превратив ее в лучшую артиллерию Европы. Принципы стратегии русской артиллерии, который ввел Павел, оставались неизменными вплоть до начала Первой Мировой Войны.
Павел начал улучшать жизнь и быт простых рядовых, до чего ранее никому, кроме отдельных энтузиастов, дела не было. «Императором Павлом I было обращено серьезное внимание на улучшение быта солдат. Постройка казарм стала избавлять войска от вредного влияния постоя. Увеличены оклады, жалования, упорядочены пенсионы, вольные работы, широко до тех пор практиковавшиеся, были строго запрещены, дабы не отвлекать войска от прямого назначения . »