Процесс адаптации молодых рабочих к индустриальному труду продолжался и после получения ими производственной квалификации. Ограниченность приобретенного профессионального опыта обуславливала невыполнение рабочей молодежью установленных норм выработки. В первом полугодии 1942 г. доля трудящихся, не выполнявших производственные задания, на комбинате № 179 достигала 16,4%, заводе № 325 – 25,6, № 635 – 18,3, № 69 – 15,3, № 153 – 14,0, № 208 – 17,0, № 644 – 16,4, № 296 – 40, № 65 – около 60%. В данный период на предприятиях Новосибирска к данной категории относились более 10 тыс. рабочих14. Их подавляющее большинство составляли подростки и молодые люди, впервые пришедшие на военно-промышленное производство.
Для повышения квалификации молодых рабочих дополнительная подготовка организовывалась в стахановских школах, лучших комсомольско-молодежных бригадах, курсах техминимума. В стахановских школах юноши и девушки перенимали методы труда кадровых рабочих. В бригадах в роли «наставников» выступали комсомольцы, которые с помощью коллектива оказывавшего социализирующее воздействие на молодежь, добивались повышения производительности ее труда. На курсах техминимума подростки и молодые люди получали технические знания и навыки, которые были необходимы для получения более высокого разряда.
Негативным последствием процесса адаптации рабочей молодежи к реалиям военно-промышленного производства являлись нарушения трудовой дисциплины. Молодые рабочие пренебрежительно относились к технике безопасности, опаздывали на работу, совершали прогулы и самовольно уходили с предприятий. В частности, в 1944 г. на заводе № 386 общая численность, опоздавших среди юношей и девушек составляла 31 чел, прогульщиков – 192, дезертиров – 51 чел.15 На многочисленные нарушения производственной дисциплины влияние оказывали тяжелые условия труда и быта. Рабочий день на оборонных заводах в среднем достигал 12 часов. Стремясь перевыполнить план, трудящиеся работали непрерывно по 2-3 смены, что влияло на физическое и психологическое состояние людей, в особенности молодежи. Отсутствие выходных и отпусков способствовало накоплению у них усталости и нервного напряжения.
С другой стороны, на включение молодых рабочих в систему военно-промышленного производства оказывали влияние особенности повседневной жизни городов западносибирского тыла. Молодежь, прибывавшая на оборонные предприятия, приспосабливалась к жилищно-бытовым условиям заводских общежитий, скудному питанию. В связи с этим, возникает проблема изучения адаптации рабочей молодежи к суровому быту военных лет.
Широкомасштабная эвакуация населения из прифронтовых районов в индустриальные центры Западной Сибири резко обострила жилищную проблему. Осенью 1941 г. в городах региона развернулось строительство землянок, бараков, в которых временно размещались рабочие эвакуированных предприятий и их семьи. Для поселения людей использовались также помещения хозяйственных и культурных зданий, дополнительная жилплощадь, освобождавшаяся за счет уплотнения жильцов частных квартир и домов.
В военные годы на оборонных предприятиях использовались различные формы жилищного обеспечения рабочей молодежи – заводские общежития, подселение на частные квартиры. В 1942 г. по 12 военным заводам Новосибирска насчитывалось более 300 общежитий, в которых проживали 22432 чел, в том числе на заводе № 153 в 33 общежитиях – около 4 тыс. чел, на заводе № 635 в 18 общежитиях – 1200 чел. На заводе № 590 в 6 бараках, построенных предприятием, размещалось 208 выпускников ремесленных училищ, на подселении – 58. В октябре 1942 г. Кемерово на комбинате № 392 из 940 молодых рабочих, закончивших РУ и школы ФЗО, в общежитиях проживали 580 чел, на частных квартирах и у родителей – 360 чел.
Молодые рабочие размещались в общежитиях, относящихся к различным типам жилой застройки. В 1944 г. в Новосибирске жилищный фонд завода № 644 состоял из 2 каменных, 2 деревянных двухэтажных, 12 рубленных одноэтажных домов, 14 каркасно-насыпных бараков, 5 землянок. В Томске в данный период ремесленное училище № 10 имело в своем распоряжении деревянный двухэтажный дом с 11 комнатами общей площадью 204 кв.м., за которым были закреплены 65 учащихся. Еще одно двухкомнатное общежитие в 112 кв.м., где проживали 33 учащихся, находилось в каменном здании16.