Изучение адаптации молодого поколения рабочих оборонных предприятий к индустриальному труду и быту Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны является одной из актуальных и новых проблем. В последние полтора десятилетия историки получили доступ к архивным фондам, где хранятся документы о возникновении и деятельности военных заводов. В научных исследованиях началось использование новых источников, содержащих сведения о комплектовании кадров, численности, составе, производственном обучении, труде и быте молодых рабочих промышленности. После отказа от классового подхода к реконструкции и интерпретации социальных явлений, рабочая молодежь в отечественной науке рассматривается в качестве самостоятельного объекта и субъекта исторического процесса. Под влиянием этих двух тенденций, в поле зрения исследователей оказались новые аспекты ее формирования и развития, в частности, проблема подростково-юношеской адаптации к реалиям оборонного производства и повседневности в военных условиях.
Предметом изучения в данной работе является адаптация молодых рабочих военных заводов западносибирского тыла к индустриальному труду и быту. Понятие «адаптация к индустриальному труду и быту» определяется как процесс формирования знаний и навыков выполнения производственных операций с использованием технических средств машинного производства, и поведения в урбанистической среде повседневной жизни, обусловленного влиянием комплекса объективных и субъективных факторов, оказывающих социализирующее воздействие на становление личных и социальных качеств промышленного рабочего.
Перспективность изучения проблемы адаптации молодых рабочих к оборонному производству и повседневности западносибирского тыла, прежде всего, связана с ролью молодежи в формировании и развитии трудовых коллективов промышленных предприятий в военные годы. В данный период, мобилизация мужчин в действующую армию вызвала огромные кадровые потери во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в промышленности. На смену высококвалифицированным рабочим, наряду с женщинами-домохозяйками, военнообязанными, негодными к строевой, пожилыми людьми, на предприятия поступили многочисленные контингенты молодежи. Отсутствие профессионального опыта у пришедших на заводы юношей и девушек обусловило интенсивное развитие производственного обучения как основного адаптационного механизма в системе военно-промышленного производства.
В годы Великой Отечественной войны на характер производственной адаптации влияли формы комплектования молодежных рабочих кадров – вольный найм, трудовая мобилизация на предприятия и в учебные заведения гострудрезервов (оргнабор). Вольный найм являлся стихийным проявлением патриотической инициативы молодых людей, осознававших ценность труда как материального и морального источника Победы над фашизмом. Выбор профессиональной деятельности диктовался чувством личного долга перед Отечеством, семьей, родственниками, отдавшими свои жизни в борьбе с врагом, стремлением заменить у станка ушедших на фронт родных и близких людей. Данная мотивация служила мощным психологическим фактором, способствовавшим адаптации молодежи к оборонному производству.
В отличие от вольного найма, оргнабор выступал в качестве инструмента политики государства, заключавшейся в централизованном перераспределении рабочей силы между отраслями народного хозяйства в масштабах всей страны. Он носил общеобязательный, принудительный характер, поскольку распространялся на неработающих мужчин от 16 до 55 лет, женщин – от 16 до 45 лет, в качестве трудовой повинности, регламентированной правовыми актами государственных, республиканских, областных органов власти. Уклонение от ее выполнения рассматривалось как правонарушение, преследовавшееся уголовным законодательством. Поступление на предприятия по призыву требовало от молодежи вынужденного принятия социальной ответственности, не обусловленного ее личными мотивами, что в последствии оказывало влияние на особенности процесса адаптации подростков и молодых людей к индустриальному труду.