Мобилизация на заводы, в учебные заведения трудрезервов означала для сельской молодежи не только смену места жительства, но и разрыв непосредственных связей с прежней социальной средой. Многие из молодых колхозников и колхозниц, прежде не бывавшие в крупных городах, впервые столкнулись с неизвестным им миром урбанистической цивилизации. Миграция в крупные индустриальные центры сопровождалась отрывом несовершеннолетних юношей и девушек от семей, их вступлением в самостоятельную жизнь в совершенно новых для них условиях городской повседневности. Данные факторы оказывали социализирующее воздействие на сознание и поведение молодых сельчан, обуславливая специфику их адаптации к промышленному труду.
Проблема освоения «чужого» социокультурного пространства и ее влияние на функционирование адаптационных механизмов в сфере военно-промышленного производства имела огромное значение и для эвакуированной молодежи. Молодые люди, пережившие ужасы войны, потерявшие близких людей, прибывали в города западносибирского тыла, не имея с собой запасов продовольствия, одежды, обуви, родственников, знакомых, которые могли бы оказать им материальную и моральную поддержку. Мобилизация этой категории мигрантов на предприятия, в ремесленные училища и школы ФЗО способствовала социальной «реабилитации» подростков-одиночек, получавших жилье, бесплатное питание по карточкам. При этом, юноши и девушки, в особенности несовершеннолетние, ощущали психологический дискомфорт, связанный с пережитым эмоциональным потрясением, вызванным утратой связей с привычной средой повседневной жизни и семьей. Это условие, как и в случае с сельской молодежью, оказывало сильное влияние на готовность молодых мигрантов к полноценному включению в трудовые коллективы военных заводов. В докладе директора завода № 556 Домрачева за 1942 г. отмечалось, что «среди мобилизованных было большое количество подростков из прифронтовой полосы, которые при первой возможности стремились снова уехать на родину»4.
Адаптация молодого поколения рабочих оборонных предприятий к индустриальному труду обуславливалась также их половозрастным составом, социальным происхождением, образованием, образом жизни, характером занятости. Половые и возрастные особенности развития молодежи непосредственно влияли на специфику ее производственной и бытовой социализации. Образ жизни и социальное происхождение определяли воздействие на сознание и поведение юношей и девушек привычек, стереотипов, мотивов, укоренившихся в привычной для них повседневности. Уровень образования и характер занятости способствовали или препятствовали формированию у подростков и молодых людей профессиональных знаний и навыков индустриального труда.
После поступления на заводы и в учебные заведения гострудрезервов, юноши и девушки закреплялись для производственного обучения за квалифицированными рабочими и мастерами. На промышленных предприятиях подготовка молодежных рабочих кадров осуществлялась через индивидуально-бригадное ученичество, стахановские школы, школы техминимума, а также в созданных накануне Великой Отечественной войны ремесленных училищах и школах ФЗО. В ремесленных училищах на срок в два года призывались подростки в возрасте 14-15 лет с неполным средним образованием. За это время они осваивали профессии шахтеров, металлургов, химиков, машиностроителей. В школы ФЗО поступала 16-17 летняя молодежь, окончившая начальную школу. За полгода молодые люди обучались специальностям электриков, сантехников, слесарей, столяров, а затем направлялись для работы в различных отраслях промышленности5.
Война внесла серьезные коррективы в развитие системы подготовки кадров промышленных рабочих. Во втором полугодии 1941 – начале 1942 г. в города Западной Сибири прибыли сотни заводов, вместе с которыми эвакуировалось лишь 25-30% их трудящихся. На каждом вновь введенном в эксплуатацию предприятии из данного контингента рабочих формировалось ядро трудового коллектива, цементировавшего вокруг себя широкий слой женщин-домохозяек, школьников, студентов, не имевших профессионального опыта. В связи с этим, на предприятиях и в учебных заведениях гострудрезервов началось ускоренная подготовка молодежных рабочих кадров. В ремесленных училищах срок производственного обучения сократился с 2-х лет до 1 года, в школах ФЗО – с 6 до 3 месяцев. Ученики военных заводов в зависимости от специфики специальности обучались от двух недель до 3 месяцев.