В феврале 1943 г. в Кемерово на комбинате № 392 завершили обучение 102 молодых рабочих, в том числе через индивидуально-бригадное ученичество – 18 чел, техминимум – 15, краткосрочные курсы – 27, стахановские школы – 42 чел. Комсомолка Тарасова подготовила 7 чел, Белкина – 12, Вотякова – 10 чел.8.
В отличие от предприятий, в учебных заведениях гострудрезервов существовала унифицированная форма производственного обучения. Контингенты учащейся молодежи, после поступления в ремесленные училища и школы ФЗО, распределялись по группам в зависимости от специальности. В РУ № 17, прибывшим в Новосибирск вместе с заводом № 590, на 1 марта 1943 г. числилось 408 чел, в том числе юношей – 279 чел, девушек – 129 чел. В данный период количество учащихся в возрасте 13 лет составляло 4 чел, 14 лет – 102, 15 лет – 111, 16 лет – 116, 17 лет – 63, 18 лет – 12 чел. Среди подростков и молодых людей, окончивших 1 класс, насчитывалось 3 чел, 2 класса – 1, 3 класса – 15, 4 класса – 139, 5 классов – 123, 6 классов – 73, 7 классов – 52, 8 классов – 1, 9 классов – 1 чел. В 4 учебных группах токарей обучалось 83 чел, 4 группах фрезеровщиков – 87, 5 группах слесарей-инструментальщиков – 123 чел. В группе электромонтеров числилось 22 чел, радиосборщиков – 28, столяров – 21, химиков – 34, автоматчиков – 15 чел. В мастерских училища профессиональную подготовку проходили 222 чел, в цехах завода № 590 – 107, № 350 – 12, № 230 – 15, № 759 – 52 чел.
В годы войны учебные заведения гострудрезервов создавались, преимущественно, на базе действующих предприятий. В ноябре 1942 г. на заводе № 386 открылась школа ФЗО № 48. Контингент ее учащихся составлял 200 чел, в том числе юношей – 75 чел, девушек – 125 чел, набранных из сельских районов Новосибирской области. Среди них числилось 35 сирот, 20 заключенных из трудовых колоний. Возраст молодежи, поступившей в школу ФЗО, достигал 15-17 лет, образование – 5-6 классов. Учащихся распределили на 5 группам: слесаря-механики – 50 чел, прессовщики – 51, штамповщики – 40, электромонтажники – 16, гильзовое производство – 43 чел. В первый месяц работы школы система производственной подготовки данного контингента молодежи на заводе № 386 не имела слаженной организаций. Из двухсот учащихся 109 чел не имели постоянных рабочих мест. Для обучения 42 чел. в механическом цехе имелось только четверо тисок. Инженерно-технические работники не руководили производственной практикой учеников9. Все это способствовало ухудшению производственной дисциплины молодых рабочих и негативно влияло на их адаптацию к индустриальному труду.
В процессе адаптации рабочей молодежи к промышленному труду ключевую роль играли содержание и методика производственного обучения. Выше уже говорилось о том, что в первые месяцы войны предприятия и учебные заведения гострудрезервов отказались от теоретической подготовки молодых рабочих. В феврале 1942 г. в ремесленном училище № 21 завода № 69 обучалось 938 чел. Подростки и молодые люди получали технические навыки без опоры на общеобразовательные и специальные дисциплины – технологию, математику, черчение, физику. Отказ от их преподавание обуславливался отсутствием учебных помещений, программ, нехваткой специалистов, ускоренными темпами обучения и его ориентацией на производственную практику.
В начале 1942 г. на оборонных предприятиях началась организация курсов техминимума, нацеленных на формирование у учеников элементарных знаний. В апреле этого года на заводе № 350 действовали 25 кружок техминимума, в которых обучалось 166 чел. В данный период, на заводах теоретическим обучением была охвачена лишь небольшая часть молодых рабочих. Их профессиональная подготовка носила в основном практико-прикладной характер. В августе 1942 г. инженер Лосьев, работавший на одном из военных заводов Кузбасса, в письме к трудящимся Новосибирска, отмечал, что в стахановских школах «люди учатся у рабочих мест». Ученики сначала наблюдали за тем, как рабочие налаживают станки, используют инструмент, устанавливают и обрабатывают детали. Затем они приступали к самостоятельному выполнению простых производственных операций под непосредственным контролем своих «наставников». В целом на оборонных предприятиях в начальный период войны «наглядный метод» применялся как основной способ трансляции практического опыта индустриального труда от зрелого к молодому поколению трудящихся10.