Площадь столь значительна, что никто не попытался до сих пор предпринять по ней расчёты. С 1956 года давняя мечта археологов находится в процессе реализации: Пенсильванский университет описывает раскопки и реставрирует развалины.
Тикаль прославлен обилием памятников; найдены восемьдесят три стелы и пятьдесят четыре алтаря. В городе найдены также фрагменты лучшей у майя резьбы по дереву, коей покрыты двенадцать дверных косяков и перемычек из саподильи; эффектнейшие из них вывезены в Швейцарский музей.
Пирамиды Тикаля, возносящие свои покрытые зарослями вершины над джунглями, были, как можно догадаться, его гордостью. Экстерьер их посвящен великолепию. На огромном дворе в центре Тикаля два из этих массивных пирамидальных храмов лицезреют один другой. На площади 400 на 250 футов находится сооружение, неотличимое от месопотамского зиккурата; высота его 229 футов. Каменная лестница следует на его верх. Там, с украшенным гребнем крыши, храм — три тускло освещенных помещения размером по крайней мере в 150 квадратных футов. Именно здесь майяские грузчики работали долгие годы, чтобы натаскать на своих спинах достаточное количество известняка для заполнения объёма в 250 000 кубических футов. Подсчитано, что только для заполнения сердцевины одной из этих пирамид требуется 25 000 человеко-часов. А труд, необходимый, чтобы нарезать, установить и обработать камень поверхности и других частей храма с его вычурно украшенным гребнем крыши, вообще нелегко рассчитать.
Потом, нужен был известковый раствор. Установлено, что одна шестнадцатая майяских построек использовали его. И, чтобы превратить известняк в цемент, который требует обжига, необходим учетверённый объём дров против объёма известняка.
На каждые шестнадцать кубических метров цемента уходило около 36 м3 дров. Можно представить колоссальный труд по валке леса каменными топорами и по доставке древесины к обжиговым печам.
В Тикале восемь таких громадных храмовых пирамид. Меньших строений — дворцов и жилищ — в десять раз больше. Для облицовки требовались акры штука, к тому же изрезанного потом иероглифами. Поражает мысль об уровне организации, которая должна была обеспечить рабочей силой возведение такого города.
Согласно собственным записям Тикаль существовал с 416 по 869 год. О нём внешний мир узнал в 1696 году, когда францисканский монах Антонио де Авенданьо, следуя «обращать» ожидавших его подле озера Петен майя, натолкнулся на «несколько древних зданий, на которые я взобрался, хотя они были очень высоки, а у меня мало сил .»
Копан
Копан (460 год), самый южный из майяских метрополисов, лежит на высоте 2000 футов над уровнем моря там, что сейчас Гондурас. С другими упомянутыми городами он связывался наземными и морскими маршрутами. Копан выстроен подле реки Копан, которая впадает в реку Мотагуа, что, в свою очередь, изливается в Гондурасский залив подле Омоа — в древности важного торгового пункта юкатанских майя. Область прославлена какао и обсидианом, мраморными вазами из Улуа. Это единственный известный, по крайней мере, в литературе, майяский город вне собственно Юкатана. Диего Гарсиа де Паласио, судью аудиенсии Реаль де Гватемала, проводили в Копан в 1576 году. Он писал в созерцательной манере Филиппу II: « .Они говорят, что в прежние времена великий владыка провинции Юкатан пришёл сюда, возвёл эти здания . возвратился домой и оставил их пустовать . Согласно этой книге, которая в моём распоряжении . представляется, что в древности люди Юкатана захватили эти провинции». Это тот самый Копан, который приобрёл за пятьдесят долларов Джон Ллойд Стефенс спустя два с половиной столетия.
Копан занимает площадь в семьдесят пять акров; за его пределами тоже жили. Это второй по величине из майяских городов, состоящий из пяти больших площадей (дворов) и шестнадцати меньших групп построек. Громадная главная площадь, обставленная ярусами каменных сидений, напоминает римский circus maximus. Компактный акрополь, доминирующий над рекой Копан, представляет собой любопытный храмовый комплекс. На Восточном дворе видны ряды ступенчатых трибун и Лестница ягуара, окаймлённая каменными изваяниями, которые и дали ей название. Животные стоят на задних лапах, одна передняя вытянута, другая — упёрта в бок. Их шкуры как бы пятнисты от округлых кусочков инкрустированного обсидиана. Архитекторы храма, доминирующего над площадью, остроумно использовали скульптуру сидящего на корточках майя для поддержки панели, очевидно аллегоричной; дизайн подвижный, как бы стремящийся в пространство, бесформенный от обилия форм.