Бонампак рассматривался как место и как архитектура. Его фрески, открытые в 1946-ом, так революционизировали прежние концепции о майяском обществе, что литература до сих пор занята уточнением терминов.
В Бонампаке три расписанных помещения. Вместе они предстают в единстве фабулы: рейд во владения противника, совещание вождей, суд над пленными и празднество в честь победы. Фигуры выполнены почти в натуральный размер и дают впечатление остановившейся жизни. Это динамичная композиция с необычайно мастерским использованием цветовой палитры.
Техника применялась классическая для фресковой живописи. На стены накладывалось покрытие, и пока оно было влажным, художник набрасывал этюды для росписи. Затем помощники — их должно было быть много — накладывали цвета. Как определил мексиканский мастер по фрескам Виллагра, который поставил себе целью скопировать росписи Бонампака, все три помещения должны были расписать за сорок восемь часов. Штукатур и художник работали вместе, писание фресок должно было быть бесперебойным. Палитра бонампакских художников чрезвычайно богата. Преобладает прославленный майяский голубой, но есть и жёлтые, и коричневые цвета, и глянцевый чёрный. Краски в основном минеральные. Красные и жёлтые из оксидов; майяский голубой из хромосодержащей глины; чёрный из угля. Один знаток убеждён, что к минеральным составам добавлялся сок дерева пом, из которого сейчас производятся лаки. Фрески Бонампака демонстрируют владение линией и цветом, одухотворённое движение фигур, безграничную свободу жеста, каких не существовало до того в американском искусстве.
Хотя бонампакские фрески пострадали от времени, их тщательно скопировали, и маленький храм со стенными росписями повторён в Археологическом музее Мехико.
Роспись керамики тоже может считаться живописью, и насчитывается множество великолепных образцов её. Сама майяская «книга» являлась только продолжением фрески. И, в свою очередь, фрески, особенно найденные в руинах Тулума и Санта Риты (в британском Гондурасе), представляются копиями картин из «книг».
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прогресс в цивилизации, достигнутый народами Америки, следует считать самым поразительным явлением в истории человечества, особенно если его рассматривать как пример того, чего могут достичь изолированные от остального мира народы в своеобразной окружающей среде. Нельзя не подчеркнуть, что культуры и мифологии Древней Мексики и Перу развились без посторонней помощи или вмешательства; фактически они были плодом исключительно и единственно творческой мысли местного населения Америки, развившимся на американской почве. Увлекательную главу в истории развития человечества написали эти народы, чьи архитектура, живопись и скульптура, законы и религия доказали, что они стоят наравне с большинством древних народов Азии и выше древних народов Европы, которые унаследовали цивилизацию благодаря Востоку. Аборигены древней Америки создали для себя систему письма, приближавшуюся на момент открытия их миру к алфавитному, уникальную математическую систему и архитектурное мастерство, которое в некоторых отношениях стоит выше любого другого из тех, чем мог бы похвастаться Старый Свет. Их своды законов были разумны и основывались на справедливости. А если их религии и были окрашены жестокостью, то эту жестокость они считали судьбой, посланной им кровожадными и ненасытными богами, а не какой-то силой, исходящей от людей.
Сравнивая мифы народов Америки с бессмертными легендами о богах Олимпа или едва ли менее классическими легендами Индии, нельзя не заметить часто встречающихся аналогий и сходств, которые представляют большую ценность, так как иллюстрируют то обстоятельство, что во всех уголках земного шара человеческий разум сформировал для себя веру, основанную на схожих принципах. Но при внимательном прочтении мифов и поверий Мексики и Перу нас также поражает необычность как их содержания, так и типа мышления, которое они представляют. Результат вековой изоляции очевиден в глубоком контрасте «атмосферы». Кажется, что мы в течение какого-то времени стоим на смутно очерченных берегах другой планеты, мы зрители деяний народа, о чьем образе мыслей и чувств совершенно ничего не знали. На протяжении жизни многих поколений эти мифы вместе с памятью о богах и людях, о которых они рассказывают, скрывались под толстым слоем пыли запустения, сметаемой временами только благодаря усилиям ученых-исследователей, работающих в одиночку безо всякой помощи. В настоящее время много хорошо оснащенных ученых прилагают усилия к тому, чтобы расширить знания о цивилизациях Мексики и Перу. К мифам этих народов — увы! — мы добавить ничего не можем. Большая их часть погибла в пламени испанских аутодафе. Но и за те, что сохранились, мы должны быть благодарны, так как они раскрывают перед нами окно, через которое мы можем увидеть великолепие и блеск цивилизаций, более отдаленных и необычных, чем цивилизации Востока. Их образы нечетки, но величественны, они туманны, но многоцветны, и тени этих народов и верований столь же священны, как и всех других ушедших в небытие народов и исчезнувших вероисповеданий. IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ