Вплоть до 30 ноября 1949 года, то есть два месяца спустя после образования КНР, Чан Кайши находится в континентальном Китае, в Чунцине, и лишь 10 декабря отбывает на Тайвань и прибывает в Тайбэй. С этого момента начинается тайваньский период в его жизни и деятельности [4;146].
К концу декабря 1949 года, т. е. за 6 месяцев, НОА уничтожила 153 бригады противника [9;82]. Смотрите описание амбра кашалота у нас на сайте.
Глава2.
Чан Кайши и создание администрации Тайваня.
Чан Кайши родился 31 октября 1887 г. в Цикоу, небольшом городе одной из самых богатых и развитых провинций Китая - Чжэцзян [16;591]. Он был из рода Цзянов, восходящего к Чжоу-гуну - легендарному правителю, кумиру самого Конфуция. В роду не меньше двух десятков поколений крестьян, только дед и отец Чана выбились в купцы - подзаработали на торговле солью и известью. Но обоих Чан потерял в раннем детстве, и мать воспитывала его одна. Именно она и дала ему имя, под которым он менее известен - Чан Кайши, что значит «утес».
В соответствии с обычаями состоятельных семей родственники отправили юного Чана изучать основы традиционной философии, чтобы в дальнейшем он мог претендовать на хорошее место на государственной службе. Однако в 1905 г. Чан Кайши неожиданно оставил учёбу и решил посвятить себя профессии военного [6;75]. Он верил в великое будущее китайской нации и потому возмущался бездеятельностью Цинской династии, превратившей Китай во второразрядную страну, восхищался Японией, которая в 1905 г. выиграла войну с Россией. Чан Кайши демонстративно обрезал косу - знак покорности властям - и отправился в Токио, чтобы поступить в военное училище. Здесь его ждало разочарование - он не был принят на учёбу без официального направления. Но будущий генералиссимус отличался терпением и упорством. Вернувшись в Китай, он поступил в военную школу, где преподавание велось по японской системе. Зимой 1907 г. Чан Кайши все же пробился в число курсантов, отобранных для учёбы в Японии [16;591].
Когда в Китае началась Синьхайская революция, свергнувшая в октябре 1911 г. Цинскую династию, Чан Кайши вернулся на родину. Однако надежды на быстрое возрождение страны оказались напрасными. Бурные события 1911 - 1913 гг. привели к власти в Китае генерала Юань Шикая, продолжившего политику Цинов. После его неожиданной смерти страну практически разделили между собой дуцзюни - генералы и бывшие губернаторы провинций, которые повели между собой борьбу за сферы влияния: создавали блоки, предавали союзников, перебегали ко вчерашним противникам . Они имели собственные армии, вводили собственные налоги, воевали с соседями, а расплачиваться за всё это приходилось китайскому народу. Некоторые из генералов были ставленниками иностранных держав и получали от них оружие и деньги. Положение было настолько тяжёлым, что Китаю, казалось, никогда больше не стать единым государством [4;49].
Исключением на этом фоне был юг, где действовало правительство Сунь Ятсена. Организованная им Национальная партия - Гоминьдан - добивалась объединения страны, её независимости, установления конституционного строя и наделения крестьян землёй. В борьбе за это Сунь Ятсен делал ставку на военную силу, однако создать дисциплинированную, боеспособную армию было не просто. Имевший хорошую профессиональную подготовку Чан Кайши быстро выдвинулся и вошёл в руководство гоминьдановской армии. Авторитет Чан Кайши упрочился благодаря его безупречному поведению в критические дни 1922 г., когда Сунь Ятсену пришлось бежать из своей столицы Гуаньчжоу после предательства одного из генералов.
В том же году Чан Кайши был назначен начальником штаба гоминьдановской армии. Это было время поворота в политике Сунь Ятсена. Не надеясь больше на сомнительный союз с генералами, лидер Гоминьдана обратился к русским революционерам. В августе 1923 г. 35-летний генерал Чан Кайши выехал во главе делегации в Москву [16;592].
Советское руководство благосклонно приняло посланцев доктора Сунь Ятсена, имея в виду перспективы развития мировой революции. Чан Кайши подчёркивал готовность Гоминьдана сотрудничать с коммунистами, до конца бороться с империализмом и капитализмом. Вернувшись в Китай, он, однако, старался не вмешиваться в политические дебаты, сосредоточив своё внимание на чисто военных делах.