Дезинсекционные станции делали соответствующую отметку в транспортных документах.; название вербовочной комиссии и биржи труда, номер транспортного пропуска, место вербовки
Помимо транспортных пропусков составлялись транспортные списки вербовочных комиссий, с перечислением фамилий рабочих и указанием года рождения, места жительства, специальности.
Бюро транспортной службы писало ежемесячные отчеты об отправке эшелонов с остарбайтерами. В отчетах указывались день отправки, маршрутный номер, заказчик, груз (рабочая сила), число вагонов, количество людей, маршрут следования, пропускной пограничный пункт и протяженность маршрута. Так, например, 7 мая 1943 года экономическая команда отправила 107 остарбайтеров из Минска в Варшаву через Тирасполь, 11 мая — 200 человек из Минска в Граево через Зельву.
Восточные рабочие перевозились в рейх исключительно в товарных вагонах. Сопроводительной команде выделялся отдельный крытый вагон, предназначавшийся для перевозки солдат.
Транспорты из Минска шли по трем направлениям: на Брест, Барановичи, Лиду.
По инструкции вербовочные комиссии должны были обеспечивать остарбайтеров пайком, а в дороге получать дополнительное довольствие. Но анализ более 6 тыс. опросных листов остарбайтеров показывает, что питались они тем, что удалось захватить из дома, из вагонов их выпускали редко и под конвоем, а то и вовсе не выпускали, чтобы исключить побеги.
Ни один транспорт не приходил на конечную станцию с тем же количеством остарбайтеров, которое загрузили в Беларуси.
Об условиях транспортировки восточных рабочих весьма красноречиво в начале 1942 года доложил Гитлеру Мансфельд: «Бессмысленно, - говорил он, -. перевозить эту рабочую силу в открытых или неотапливаемых товарных вагонах, так как по прибытии на место назначения приходится выгружать трупы.
Маркировка знаком «Ост»
После оккупации Беларуси сразу же было отдано распоряжение о маркировке евреев отличительными знаками на одежде: зарубежные евреи, доставленные в генеральный округ из Европы, пришивали желтую шестиконечную звезду, местные — желтый лоскут небольшого размера.
Необходимость ношения восточными рабочими отличительного знака была оговорена еще в ноябре 1941 года в указах Геринга, но офидиально он был введён 20 февраля указом Гейдриха.
Все восточные рабочие обязаны были маркироваться отличительным знаком «Ост» (в прямоугольнике голубого цвета с белой рамкой 'слово «Ост» высотой 3,7 см. Прямоугольник выкраивался размером 8,7 сантиметров в длину и 8 сантиметров в ширину. 0,5 сантиметра по периметру давалось на подгиб и 0,3 по длине на усадку так, чтобы в готовом виде получался квадрат 7x7 сантиметров, с шириной белого канта и толщиной букв 0,5 сантиметра). Все восточные рабочие носили нашивку одинаково - на любой верхней одежде на груди справа. 27 августа 1944 года предполагалось раздать остарбайтерам новые знаки, но этого не произошло. Знак не был заменен и к декабрю 1944 года.
Условия содержания
Сразу после прибытия остарбайтеры размещались в приемных лагерях. Ведомство Заукеля имело своих представителей в каждом приемном лагере. Здесь они
занимались дополнительной сортировкой рабочей силы и ее распределением между потребителями. Областные биржи получали сведения из приемных лагерей и распределяли рабочую силу между заказчиками.
Заявки на рабочую силу поступали от крупных промышленников и мелких хозяев. Для того, чтобы получить работников предприятию , достаточно было предоставить справку германской биржи труда о том, что рабочая сила ему действительно необходима.
Из отобранных в приемных лагерях остарбайтеров формировались рабочие команды численностью от 15 до 1000 человек, в зависимости от заявки потребителя, и направлялись в трудовые лагеря производственные лагеря или в хозяйства фермеров.
Пропагандисты обещали восточным рабочим размещение в чистых, гигиеничных общих лагерях, а в отдельных случаях индивидуально: «Помещения, по возможности, оборудованы всем необходимым (шкафами, кроватями, креслами). Семьи разлучать не будут, поскольку это будет являться целесообразным для пополнения рабочей силы.