После Октября 1917 г. он работал в Казанском университете, Восточном педагогическом институте, занимался подготовкой учебников и словарей и их изданием. В 1947 г. за совокупность опубликованных трудов ему была присуждена ученая степень доктора исторических наук. Осенью 1961 г. Николай Васильевич тяжело заболел. Сказав напоследок: «Никто не скажет, что я был лентяем», ученый тихо скончался.
Ближайшими его сотрудниками и помощниками были бывшие ученики Симбирской чувашской школы Тимофей Семенов (Тайр Тимки), Ефим Трофимов и Василий Волков. Тираж первых номеров «Хыпар» составлял 1500 экземпляров.
В первое время газета «Хыпар» держалась либерального направления и возлагала надежды на царскую Думу, но вскоре она стала отстаивать революционно-демократические идеи.
В росте политического сознания трудящихся Чувашии и усилении их революционной активности большую роль сыграли стихи, рассказы, фельетоны, пьесы и другие произведения чувашских революционных писателей и поэтов Т. С. Семеново-Тайра, М. Ф. Акимова, Н. И. Полоруссова-Шелеби, Д. А. Демидова-Юлдаша и других, опубликованные в разное время в газете «Хыпар».
«Хыпар» систематически помещала статьи о революционном движении в стране, перепечатывала из русских левых газет статьи и заметки, рассказывающие о выступлениях рабочих и крестьян России.
С июня 1906 года редакторами газеты были последовательно С. К. Кириллов, С. И. Игнатьев, П. А. Алексеев, В. И. Иванов. С августа 1906 года газета выходила под руководством «Чувашского национального союза учителей и деятелей просвещения*, созданного на нелегальном съезде в Симбирске.
Несмотря на непоследовательность и ошибки, газета «Хыпар» по ряду основных вопросов стояла на революционно-демократических позициях. В ней публиковались статьи и заметки о борьбе крестьян за землю, о выступлениях чувашского крестьянства. В статьях по аграрному вопросу газета разъясняла массам необходимость безвозмездной передачи помещичьих, казенных, церковных, монастырских и удельных земель в общенародное достояние.
На первом этапе своей деятельности «Хыпар» освещала национальный вопрос с буржуазно-националистических позиций, но вскоре стала выдвигать требование установления равноправия всех народов и языков, пропагандировала идеи дружбы народов. «Умные, образованные русские,— говорится в передовой статье «Хыпар» № 31—32 за 1906 год,— никогда не насмехаются над другими: для них и русский, и чуваш—все люди, все равны . У русских, у чувашей, у татар — у всех один враг; нам всем надо сплотиться и действовать вместе. .Если мы хотим изменить законы, все народы должны быть солидарны с русскими и сплотиться для упорной борьбы».
В ряде статей и заметок газета распространяла идеи союза рабочего класса с крестьянством, ниспровержения царского самодержавия.
«Хыпар» уделяла большое внимание публикации переводных и оригинальных брошюр и книг на чувашском языке. В 1906 году был издан «Календарь для чуваш: на 1907 год» тиражом более 7 тысяч экземпляров. Появилась серияполитических брошюр: «О политических свободах» (арестована цензурой), «О налогах», «Необходимые всем сведения», «Современное положение» и др.8 брошюре «Автономия и единство России» выражалось пожелание, чтобы государственный строй в России был построен на началах автономного управления ее народов и областей. Однакоавторы брошюры не понимали того, что создание такого строя невозможно безсвержения самодержавия. В своей деятельности газета испытывала серьезные трудности. Подвергались репрессиям ее редакторы-издатели, сотрудники и разносчики. Революционные статьи, стихи и очерки нередко урезывались и выхолащивались цензурой. Полицейские власти и духовенство прилагали много усилий, чтобы помешать распространению газеты среди населения. Нередко жандармы являлись в типографию и рассыпали набор, а ряд номеров арестовали. Газета жила под постоянной угрозой ликвидации. 27 мая 1907 года она была закрыта. Несмотря на то, что газета «Хыпар» просуществовала лишь окало 17 месяцев и проявляла непоследовательность, она сыграла важную роль в развитии и укреплении чувашской революционно-демократической мысли, в росте политического сознания широких масс чувашского народа.