Процесс политического и экономического развития определялся действием тех же объективных законов, что и по всей России. Что касается некоторых особенностей в области социально-экономического развития (патриархальные пережитки в общественном быту, полуколониальное положение, слабое развитие промышленности, относительное малоземелье и т. д.), то они лишь усложняли процесс, не меняя его основ.
Чуваши активно включились в революционное движение. Массовые стачки и демонстрации рабочих промышленных центров России, в том числе Поволжья, имели большое значение для развития политического самосознания трудящихся масс Чувашии. Развитие рабочего движения под руководством революционных социал-демократов на рубеже XIX—XX веков знаменовало коренной перелом в революционной борьбе всех народов России. От экономических забастовок рабочие повсюду стали переходить к политическим: стачкам и демонстрациям. Все чаще выдвигались лозунги «Долой царское самодержавие!», «Да здравствует политическая свобода!».
Важное значение в повышении революционной активности масс имело распространение социал-демократических прокламаций. 18 сентября 1902 года в селе Полянки Ядринского уезда местными властями были обнаружены листовки Нижегородского комитета РСДРП — «К народным учителям и учительницам», «К рабочим Сормовского завода», «Отчет Сормовской социал-демократической организации» и другие, а также один экземпляр ленинской газеты «Искра» № 5 за 1901 год. Вся эта литература была доставлена в село Полянки крестьянами-отходниками, работавшими на нижегородских предприятиях.
Назреванию революционного кризиса способствовала русско-японская война, начавшаяся в 1904 году: она еще более ухудшила положение народных масс, обострила все противоречия общественной жизни, усилила недовольство среди трудящихся. Под влиянием большевиков росло сопротивление рабочих и крестьян Чувашии политике царизма и произволу его местных властей. Крестьяне начинают проявлять интерес к событиям, происходящим в стране, среди них усиливается тяга к чтению газет и политической литературы. В церковной летописи села Бай-гулова Чебоксарского уезда за 1904 год сохранилась такая запись: «Народ открыто стал восставать против существующих порядков в государстве. Появились и газетные статьи, в которых выражалась необходимость преобразования государственного строя, свободы печати . Простолюдины вместе с интеллигентными лицами собирались на улицах и производили разные беспорядки . читали разные прокламации и пели революционные песни .»
Глава 2.Первая чувашская газета «Хыпар»
После поражения декабрьского вооруженного восстания начался постепенный спад революционной волны, стала усиливаться реакция. Но революция в России еще продолжалась. Пролетариат отступал организованно, с боями.
В сложной обстановке разгула реакции и военно-полицейского террора большевики перестраивали работу партийных организаций, расширяли связи с массами, отстаивали и развивали героические революционные традиции пролетариата. От непосредственной подготовки масс к штурму царизма путем вооруженного восстания большевики перешли к тактике использования легальной и нелегальной форм работы. В Чувашии вели революционную работу социал-демократические группы в Алатыре, Буинске, Козьмодемьянске, Курмыше, Чебоксарах, Ядрине и социал-демократические кружки в Малых Яль-чиках Тетюшского уезда, Мариинском осаде Чебоксарского уезда, Цивильске.
В 1906 году большевики проводили собрания и митинги трудящихся, усиленно распространяли нелегальные листовки, прокламации, газеты и брошюры. Казанский комитет РСДРП еще в начале 1906 года, наладив работу двух подпольных типографий, улучшил дело издания революционной литературы на языках нерусских народов, в том числе и на чувашском. В городах и селах Чувашии распространялись также листовки и прокламации, изданные Нижегородской, Симбирской, Самарской, Саратовской и другими органиациями РСДРП.
Для агитационной работы большевики широко использовали и возможности легальных изданий. Благодаря деятельности Казанского комитета РСДРП в Чувашию в 1906—1907 годах доставлялись произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Местные социал-демократические группы и кружки изучали работы В. И. Ленина «К деревенской бедноте», «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Победа кадетов и задачи рабочей партии». Большое количество революционной литературы привозили в край рабочие-отходники и студенты. Часть литературы переводилась на чувашский язык и размножалась на гектографах.