2 сентября 1906 года в Самаре происходила конференция поволжских окружных организаций, в которой участвовали и делегаты Казани и Симбирска. Основными вопросами повестки дня конференции были организаторская работа среди крестьян, массовые выступления крестьянства и их формы, пролетариат и крестьянство и др. Крестьяне, как показали отчеты делегатов с мест, начали понимать необходимость революционной борьбы совместно с рабочими.
После конференции Окружная организация Казанского комитета РСДРП провела в уездах значительную политическую работу. Её представители выезжали в Алатырь, Козьмодемьянск, Тетюши, Чебоксары и другие места, где распространяли прокламации, листовки, проводили собрания социал-демократических групп и революционных кружков. Один из руководителей Окружной организации, Н. С. Фролов, прибывший в Тетюшский уезд для ведения революционной работы, 13 ноября 1906 года писал в Казанский комитет из села Малые Яльчики, что листовки, брошюры везде читали на собраниях, и от них «в восторге не только русские, но и татары, и чуваши».
В селениях Чебоксарского и Цивильокого уездов вела активную работу небольшая группа левого крыла эсеров (максималистов) под руководством Т. Н. Николаева—студента Казанского ветеринарного института, выходца из деревни Большие Крышки Воскресенской волости Чебоксарского уезда. В группу входили учитель Н. Беляев, братья Дмитрий и Иван Кадыковы (из деревни Шахчурино Чебоксарского уезда) и др. При участии агитаторов из Казани и Чебоксар они часто проводили массовые митинги и собрания, распространяли революционную литературу, организовывали местные отделения Крестьянского и Учительского союзов, призывали крестьян к революционным выступлениям. Однако, увлеченные индивидуальным террором, максималисты не уделяли должного 'внимания организации массовых выступлений крестьян,
В борьбе против царизма большевики вступали во временные соглашения с имевшимися в Чувашии крестьянскими и другими революционно-демократическими организациями и стремились привлечь их к общенародной революционной борьбе. Вместе с тем большевики разоблачали и критиковали колебания и непоследовательность этих организаций, в особенности эсеров.
Казанские и симбирские большевики добивались единства действий трудящихся русской, чувашской, марийской, татарской и других национальностей края.
Представители чувашской интеллигенции в декабре 1905 года добились от властей разрешения на издание в Казани легальной еженедельной газеты на чувашском языке «Хыпар» (Вести). Выход в свет первого номера газеты «Хыпар» 8 января 1906 года явился крупным событием в жизни чувашского народа. До июня 1906 года редактором-издателем газеты был преподаватель Н. В. Никольский. Родился 7 мая 1878 года в деревне Юрмекейкино Шуматовской волости Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Моргаушского района Чувашской Республики) в крестьянской многодетной семье.
Окончив Чебоксарское духовное училище, Николай в 1893 г. поступил в Казанскую духовную семинарию, а затем продолжил обучение в Казанской духовной академии. Здесь темой своего выпускного сочинения Никольский выбрал «Христианство среди чуваш», которое было признано лучшим.
После окончания академии Н. В. Никольский занимался преподавательской деятельностью, совмещая ее с занятиями наукой. Он изучал и собирал источники по истории просвещения, культуы и христианизации чувашей и других народов Поволжья. Получая материалы от корреспондентов, своих учеников, работая в архивах и библиотеках, Н. В. Никольский создал богатейшее собрание источников, состоящее из 249 томов, включающих исторические документы, памятники письменности и художественной литературы, чувашские словари, этнографические и фольклорные материалы (15 тысяч куплетов чувашских народных песен, 10 тысяч сказок, около 8 тысяч пословиц, 5 тысяч поговорок и загадок). Современники оценивали рукописное собрание Никольского как «драгоценнейшее культурное сокровище чувашского народа». В 1913 г. Н. В. Никольский защитил магистерскую диссертацию, стай первым чувашом, получившим ученую степень.