Ведение
В нашей исторической литературе проблема зарождения идеи самоопределения чувашей как самобытного этноса нова. Прежняя идеология вообще не допускала углубленных исследований по данной теме, ибо приоритет отдавался не национальному, а интернациональному вопросу, и проблематика развития "малых" народов считалась неактуальной.
Коммунистическая партия, сохранив в основе своей идеологии руководящую роль одного русского народа и абсолютизировав теорию классовой борьбы, ловко уводила нации и народности от проблем их возрождения и развития. Наибольшей ложью явилось искусственное "разрешение" национального вопроса в СССР, и огромная страна развалилась как карточный домик. И что удивительно, так это то, что новые государственные образования не отказались от идей превосходства своих наций. Новую волну подъема переживает великорусский национализм, взявший на вооружение многие атрибуты прежней царской власти, ставшие снова тормозом в развитии добрых межнациональных отношений. Поэтому нам, чувашам, небесполезен небольшой экскурс в прошлое.
Правящие круги многонациональной России во все времена пугались возможности какого-либо "сепаратизма" среди покоренных "малых" народов. Поэтому самодержавный строй выработал и утвердил ряд оправдавших себя форм управления нерусскими этносами. Особое отношение к Чувашскому народу, к его культуре хотелось бы выделить, процитировав статью из «Казанской газеты» 1903 г.: «книжки на чувашском языке сеют только сепаратизм и самомнение, крайне несимпатичное и даже вредное", что "чувашской культуры не бывало и не будет». Только на основе большой практической работы в области развития просвещения и образования можно было преодолеть подобные предвзятые рассуждения о "природных неспособностях" чувашского народа. Естественно, в условиях царской России не могло быть никаких действий по обособлению чувашей от остального государства, хотя бы по языковому признаку, не говоря уже о придании им каких-либо прав в административном отношении. Чуваши, как и другие нерусские народы, не могли в недрах России сложиться в буржуазную нацию: не было заметной промышленно-торговой буржуазии, крупных землевладельцев, представителей чиновничества и офицерства, технической интеллигенции, деятелей науки и художественного творчества, очагов предпринимательской деятельности, общественно-политической мысли и культуры.
Лишь кратковременно, в 1906—1907 гг., на основе манифеста царя Николая II от 17 октября 1905 г. о политических свободах предпринимались слабые попытки этнической консолидации чувашей: вышла первая чувашская газета (1906—1907 гг.), нелегально был создан (профессиональный) Союз чувашских учителей и деятелей просвещения (1906 г.), также нелегально функционировала Чувашская организация партии социалистов-революционеров (1906—1910 гг.).
О первой чувашской газете «Хыпар» мне и хотелось бы рассказать в своей работе. Актуальностью этой темы является огромное значение газеты в становлении чувашской культуры.
Цель реферата поведать об основателях газеты, о вкладе, внесенном в развитие Чувашского национального движения.
Задачами работы являются исследование:
1. предпосылок возникновения народного движения в Чувашии;
2. биографии Н. В. Никольского-основателя газеты;
3. деятельности газеты;
4. вклада, внесенного в развитие Чувашской нации деятельностью издательства «Хыпар».
Глава 1. Национальное движение в Чувашии в начале XXвека.
В начале XX века Чувашия представляла собой аграрно-сырьевой придаток к промышленным районам России. На ее территории имелось около трех десятков фабрично-заводских предприятий, но среди немногочисленного промышленного пролетариата чувашей было мало. Сельские капиталистические промыслы находились еще в стадии мануфактуры и держались главным образом на эксплуатации надомников, рабочих с наделом. Крестьяне Чувашии в большинстве своем пролетаризировались на отхожих промыслах вне края. Чувашская торгово-промышленная буржуазия была малочисленна, но в деревнях имелась значительная прослойка зажиточных крестьян. У чувашей не было национальных партий. На территории края из всех политических партий России наибольшую активность в революционном движении проявила партия большевиков. Среди крестьян вели также работу выразители интересов мелкой буржуазии — социалисты-революционеры (эсеры).