В те времена римская церковь не признавала равноправия религий и народов.
Кто не знает о серьезности того многовекового нашествия крестоносцев и постоянного давления католической церкви, может посмотреть . справочники по русским древним храмам. Там, где было ордынское влияние, сохранились многие памятники (Софийский собор, Золотые ворота и Выдубецкий монастырь в Киеве — XI век, храм Покрова на Нерли, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, собор Рождества Богородицы в Суздале, Золотые ворота и Успенский собор во Владимире — XII век) и т.д. Не говоря уже о более поздних временах. Древняя архитектура Киевской и Северо-Восточной Руси — это сокровищница человечества.
В западных областях Руси, там, где побывали крестоносцы, нет ни одного православного храма старше XVII века. Все было стерто с лица земли.
Названое братство с Сартаком и положение приемного сына Батыя положили начало военному союзу Руси с Золотой Ордой, который всячески поддерживали и крепили продолжатели дела Александра Невского. Союз этот давал не только относительное спокойствие, но и реальную помощь. Рядом с русскими ратниками сражалась против крестоносцев и ордынская конница.
Тем же, кто в течение веков этот союз, основанный на политической и другой выгоде, называет «игом», можно напомнить. Князь Ярослав, отец Александра, предложил русским князьям признать Батыя «царем» аж через шесть лет после окончания Батыева похода. А дань русские начали платить и вовсе через двадцать лет! Хорошенькое иго . А если учесть, что выплата дани началась как раз тогда, когда Папа объявил крестовый поход против «схизматиков» (православных) и «татар», то вполне можно считать эту дань и общим котлом для ведения войны, военным налогом. Кстати, Батый тоже платил налог верховному кагану в Каракоруме . Так что речь, скорее всего, надо бы вести не об «иге», а о вассальном государстве.
Объективно Александр Невский спасал Русское государство и православную веру, за что и был причислен церковью к лику святых.
Смерть его — до сих пор тайна. Историк Лев Николаевич Гумилев пишет, что не могут не наводить на некие предположения в один год наступившие смерти Александра и великого князя литовского Миндовга (Миндаугаса), умершего от яда. Тогда еще Литва была полуязыческой. Недавно обращенный католик Миндовг за три года до смерти отрекся от католичества, начал войну с крестоносцами, принял крещение в православии и сдружился с князем Александром. Они вдвоем, да при поддержке Орды, составили бы тогда несокрушимую силу, непроходимый щит против западной экспансии.
Но коли зашла речь о гипотезах, не могу не упомянуть еще одного предположения Л.Н.Гумилева: великий князь мог умереть от того, что мы называем современным словом «стресс».
Чтобы осознать парадоксальную точность этого слова, надо представить себе короткую жизнь Александра. Один только Новгород мог довести его до нервного срыва. Эта неблагодарная, буйная вольница . Как только возникала военная угроза — тотчас же обращались к нему. Он приходил, спасал, а затем вольный город изгонял своего спасителя. И так повторялось из раза в раз.
Его отец Ярослав, великий князь Владимирский, гибнет в Орде по облыжному доносу боярина Федора Яруновича. Юные Александр и Андрей, тогда еще единые, жестоко мстят клеветнику.
Затем они расходятся, и Александр идет войной на родного брата.
Незадолго до заключения официального союза с Ордой умирает Батый, приемный отец и покровитель — стена нерушимая. Однако остается его сын — побратим Сартак, христианин несторианского толка. Но в тот же год погибает от яда и Сартак. К власти приходит брат Батыя — Берке. Александр находит с ним общий язык. Все прежние договоры остаются в силе, заключен союз о военной помощи с платой в виде ежегодной дани — «выхода». Невский везет ордынских баскаков в Новгород для переписи и учета дани. И тут получает страшный удар от родного сына, Василия.
Василий, пьяница и буян, поднимает бунт против отца и ведет заговорщиков убивать ордынских посланников. В тот миг на карте стояла судьба всего дела Александра и Руси. Убийства послов монголы не прощали никогда. Спасибо верной дружине. Александр выводит послов из города и получает свободу рук. И — карает бунтовщиков. Вот, наверное, откуда слова Афанасьева: «Он убивал русских, обрезал им носы и уши так, как не делали этого сами татары». Вполне возможно, что так поступал Александр и в другие времена, и в других местах. Время и нравы были жестокие, и князья вели себя в соответствии с ними. Но совершенно точно известно: с Новгородом он тогда расправился с беспощадной жестокостью.