Как писал один из основателей евразийской исторической школы князь Н.С. Трубецкой, произошла «замена ордынского хана московским царем с перенесением ханской ставки в Москву».
В конце хотелось бы отметить один факт первопричина нашей немотивированной агрессивности, нежелания «разбираться», вникать в тонкости, а в самом большом смысле первопричина всей нашей нескладной жизни — в элементарных уроках школьной истории, когда, вольно или невольно, вдалбливалось, что «кругом одни враги», во всех наших бедах виноваты исключительно чужие, а сами мы — ангелы . От лжи и недомолвок возникал чудовищный, взрывоопасный дискомфорт в умах и сердцах. Скажем, говорили об интернационализме и братстве народов, а теория «ига» настойчиво внушала: все узкоглазые — враги. Отсюда возник и «комплекс ига»: узкоглазые, а правили нами . А теперь Афанасьев дополнил: князья Александр Невский и Дмитрий Донской — их прислужники, следовательно, тоже враги. А как же Грозный, Годунов? Далее один шаг до нехитрого вывода: они потому враги, что их матери — узкоглазые степнячки. В общем, уберем этих прислужников из нашей истории. А заодно разрушим и храм Покрова на Нерли, и все церкви, что построил святой князь Андрей Боголюбский — тоже сын половчанки. И Москву сотрем с лица земли, потому как жена Юрия Долгорукого — половецкая княжна Елена .
Это — естественное и закономерное продолжение логики лжи и вражды, агрессии и противостояния.
Литература
1. Г.Ф. Федоров-Давыдов. Общественный строй Золотой Орды. М., 1973. В.В. Трепавлов. Государственный строй Монгольской империи. М., 1991.
2 Т.И. Султанов. Письма золотоордынских ханов. Тюркологический сборник. М., 1975, с. 234-285. А.П. Григорьев. Монгольская дипломатика ХIII-XIV в.в., 1978. М.А. Усманов. О Тугре в официальных актах и посланиях Джучидов. Бартольдовские чтения. М., 1990, с. 70
3 Р.Г.Ланда. Ислам в истории России. М., 1995, с. 44-67. М.Д. Полубояринова. Русские люди в Золотой Орде. М., 1978, с. 24,28, 33-34. Л.В. Черепнин. Монголо-татары на Руси (XIII в.), сб.: Татаро-монголы в Азии и Европе. М., 1970, с. 186-206. Г.Ф. Федоров-Давыдов. Курганы, идолы, монеты. М., 1968, с. 9-15.
4 К.Э. Босворт. Мусульманские династии. М., 1971, с. 191, 203-206. Р.Г. Ланда. Ислам в истории России, с. 67. В.В. Трепавлов. Статус Белого царя. Москва и татарские ханства в XV-XVI вв. - Россия и Восток: проблемы и взаимодействия. М.,1993, с. 306-308.
5 . В. Шнирельман. От конфессионального к этническому: булгарская идея в национальном сознании казанских татар в ХХ веке. Вестник Евразии. Acta Eurasica. №1-2 (4-5) 1998.c. 137-139. Жан Робер Равью, Феномен Татарстана и федеративное строительство в России. Вестник Евразии Acta Eurasica №1-2 (4-5). 1998, с. 180-203.
6 Там же, с. 139.
7 В.В. Бартольд . Соч. Т.1-9, М., 1963-1977.
8 Л.Н. Гумилев, Древняя Русь и Великая Степь. М.,1992.
9 В.В. Трепавлов. Тюркская знать в России (Ногаи на царской службе). Вестник Евразии, № 1-2 (4-5), М., 1998, с. 101-114.
10 Н.А. Баскаков. Русские фамилии тюркского происхождения. М., 1980; Т.И. Султанов. Правители Первого казахского государства (1470-1718) - Астана, Изд. Дом, Алматы, 1993. В.Л. Егоров. Государство и административное устройство. - Вопросы истории. 1972, №1, с. 33-34; И. Березин. Очерк внутреннего устройства Улуса Джучиева, СПБ, 1863, с. 25-31; П.Н. Савицкий. Евразийство- Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993, с. 100-101; Н.С. Трубецкой. О туранском элементе в русской культуре. Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. М.,1993; Ю.А. Зуев. По поводу личности Ермака - В кн.: А.Ш. Кадырбаев и др. Страна в сердце Евразии. А. Изд. Казак Университетi, 1998, с. 141-145.
11 И.В. Вилента. Идея самобытности России в исторической концепции евразийцев. - Вестник МГУ, серия 8. История №1, 1998, с. 38-40.