Можно ли было избежать такого трагического исхода?
Сегодня по-прежнему в ходу мнение, что было сделано все или почти все для спасения людей, что уменьшить дань, которую собрала смерть, было якобы невозможно в силу объективных причин. Для того чтобы выяснить истину, необходимо рассмотреть стратегию и тактику борьбы с голодом в республике в 1946-1947 годах.
На протяжении осени и зимы 1946 годов Молдова боролась с голодом, опираясь на собственные ресурсы. Однако положение все больше выходило из-под контроля. Только во второй декаде декабря, когда в Кишиневе поступили сообщения секретарей всех укомов о продовольственном положении в уездах и размерах требуемой помощи, республиканское руководство составило более или менее ясное представление о масштабах разразившейся катастрофы. В селах крестьяне вымирали целыми семьями. В ряде районов были населенные пункты, в которых ежемесячно уходили из жизни 120-180 человек. Появились случаи каннибализма.
Только столкнувшись с этими крайними проявлениям и голода, руководство республики апеллировало вновь к Москве. Но драгоценное время было потеряно. Опоздание с обращением за помощью стоило жизни десяткам тысяч людей. Вместе с тем следует признать, обращение в центр системы на более раннем этапе развития событий могло и не иметь других последствий, кроме репрессий против конкретных руководителей. Командно-административная система не терпела обратных связей, расправлялась с их носителями. Еще одним свидетельством такого подхода может служить случай, приведенный Аджубеем в журнале « Знамя». в начале 1947 года, по словам А. Аджубея, « Хрущев доложил Сталину, что на Украине тяжелейший голод, есть случаи людоедства, вымирают целые села, республике крайне важно получить немедленную помощь». Хрущеву этот звонок стоил поста первого секретаря ЦК КП(б) Украины, хотя помощь республика получила. Но надо ясно представить, что руководство Молдовы не могло воспользоваться, подобно Хрущеву, прямым обращением к Сталину. Апеллировать нужно было по иерархии. Поэтому сообщение из Молдовы должно было пройти многие этажи административной пирамиды, где оно подверглось бы проверкам, прежде чем легло на стол к тому, чья единственная резолюция была способна заставить систему заработать на полных оборотах. Так административная система была задумана, и только так она функционировала. Исходя из этого, следует полагать, что к Сталину информация о Молдове могла попасть лишь в случае ее особой неординарности. Иными словами, смертность должна была приобрести катастрофические масштабы, чтобы верхушка пирамиды отреагировала. Гигантский механизм административной системы включался лишь после сильного раздражения, не обладая способностью прогнозного действия.
20 декабря 1946 года постановлением союзного правительства Молдове была выделена продовольственная ссуда в объеме 24 тысячи тон. 29 декабря было принято еще одно решение о дополнительной помощи в связи с неурожаем. В январе начали открываться питательные пункты. Их число было доведено в марте 1947 года до 1023. И все же мероприятия по борьбе с голодом отличались низкой отдачей, будучи следствием отвратительной организации дела и в центре, и на местах. Об этом было прямо сказано А. Н. Косыгиным на заседаниях Бюро ЦК КП(б)М 24 и 27 февраля 1947 года. Пространные решения этих заседаний ушли во все уезды и районы, где были обсуждены, и по ним приняты конкретные решения местного значения. В документе от 3 марта 1947 года, руководители Кагульского района оценивают свою деятельность в условиях нарастания угрозы голода и гибели людей: « Бюро райкома КП(б) Молдавии признает свою ошибку в том, что, имея сигналы о заболевании населения дистрофией еще с сентября 1946 года, об этом не ставило в известность ни уком партии, ни ЦК КП(б) Молдавии. После того, как дистрофия среди населения района приняла большие размеры, бюро райкома партии и райисполком стали на неправильный путь образования районной и сельской комиссии ( по борьбе с голодом ) из второстепенных лиц, вне участия лично первого секретаря райкома и председателя райисполкома, и это неправильно ориентировало первичные организации, партийно-советский актив района, вследствие чего руководители партии, советских организаций района и уполномоченные командированные в села, по существу уклонились от руководства делом борьбы по ликвидации дистрофии и оказания помощи населению.