Об эффективности этих мер можно судить по тому, что смертности населения от голода и эпидемий удалось избежать. Когда же официальные власти оставались безучастными к судьбам голодавших, крестьяне вынуждены были закладывать, а то и вовсе продавать свои земельные наделы и имущество частным банкам, помещикам, спекулянтам хлебом .эта практика автоматически множила число хозяйств, попадавших в долговую зависимость. Село по большей части жило в нищете, но голод редко переступал роковую черту. Механизм долговой зависимости обеспечивал реализацию компенсаторских возможностей общества, которое не заинтересовано в гибели своих членов как потенциальных работников и ответчиков по долгам.
В СССР основной продовольственный запас общества формировался за счет обязательных поставок сельхозпродукции государству. Общий сбор зерновых в целом по стране составил в 1946 году около 40 миллионов тон, что почти в 2,5 раза меньше, чем в 1945 году. Продовольственное положение страны было исключительно сложным. Однако это обстоятельство не помешало ЭКСПОРТИРОВАТЬ в голодном 1946 году 1 миллион 700 тысяч тон зерна.
В исторической литературе подробно освещены мероприятия государства по оказанию помощи голодающему населению Молдовы. Ее обычно называют братской, имея в виду, что она оказывалась народами СССР. Подобная характеристика, однако, требует уточнения. Когда историки пишут, что русский, украинский и другие народы оказали Молдове продовольственную помощь, это значит лишь, что представителями этих народов были произведены продукты питания, попавшие в республику в форме помощи. Решения об отправке продовольствия принимались в Москве, в недрах командно-административной системы, узурпировавшей право говорить от имени народов, исключив их из процесса принятия решения. Без санкции верхних этажей власти ни один вагон с продовольствием не двинулся бы с места, даже если бы этого захотели все, кто данные продукты произвел. Здесь следует добавить, что в СССР голод, поразивший нашу республику, замалчивался. Пресса, другие средства массовой информации хранили почти гробовое молчание. Поэтому, принимая формулу « братская помощь », мы считаем необходимым учесть тот факт, что между оказывающими и принимавшими помощь находилась административная система, которая предопределяла стратегию и тактику борьбы с голодом, а значит, и несла полную ответственность за их эффективность.
Однако прежде, чем прибегнуть к помощи извне, руководство МССР пыталось решить продовольственную проблему за счет внутренних ресурсов. Основу сельского хозяйства Советской Молдавии в первые послевоенные годы составляли индивидуальные крестьянские хозяйства, которые были и основными поставщиками продукции государству. В связи с тем, что в 1944 году индивидуальные хозяйства и колхозы республики выполнили план хлебозаготовок на 107,4%, на 1945 год он был установлен более высокими и выполнялся в засушливых условиях.
Всего, из полученных в республике в 1945 году 962 тысячи тон зерна, было заготовлено 252 тысячи тон. План оказался перевыполненным. Но за этой констатацией скрывалось многое.
Начавшаяся в 1945 году в республике засуха не позволила получить среднегодового урожая. Повышенный объем хлебозаготовок лишил многие крестьянские хозяйства необходимых для нормальной зимовки запасов зерна. Из-за этого в первую очередь пострадало животноводство. Уже весной 1946 года начался массовый забой скота.
Обязательные поставки выкачивали из села даже запасы зерна, необходимые для простого воспроизводства. А затем крестьянам предоставлялась ссуда, но уже под высокие %. В 1945-1946 годах шло частичное погашение ссуд. Зерно принималось и оформлялось на специальных пунктах установленной формы квитанциями, каковых имелось 500 тысяч экземпляров. А в марте 1947 года общее количество крестьянских обязательств по ссудам достигло в республике 3 миллиона экземпляров. Завышение нормы хлебозаготовок привели к образованию огромной ссудной задолженности государству. Здесь надо подчеркнуть, что расчеты по ссудным задолженностям из нового урожая осуществлялись в первоочередном порядке. Отсюда выходило, что кроме обязательных поставок сельхозпродуктов и сельскохозяйственного налога в деньгах крестьяне обязаны были рассчитываться еще и по ссудам. По этому малейшее снижение урожая имело для них катастрофические последствия. Не обладая из-за завышенных норм хлебозаготовок страховыми запасами зерна, крестьяне превращались в постоянных ссудозаемщиков у государства.