В особенно тяжелом положении оказалось население непосредственно прилегающих к фронту территорий. Из этих зон жители были выселены, их хозяйства остались без присмотра и чаще всего оказывались по возвращении хозяев разграбленными. Все это вместе взятое чрезвычайно сузило резервную продовольственную базу, особенно крестьянских хозяйств, которые оказались в строгой зависимости от объема нового урожая. Сколько-нибудь значительное по сравнению со среднесобранным объемом годового урожая его уменьшение ставило крестьянские хозяйства в силу подорванности резервного продовольственного запаса практически в безвыходное положение.
В конце августа 1944 года в результате Ясско-Кишиневской операции на всей территории Молдовы была восстановлена советская власть. Начала налаживаться мирная жизнь. Была восстановлена довоенная государственно-политическая структура, в системе которой реальная власть на уровне республики, уезда, района, города принадлежала соответствующим партийным комитетам, а на уровне села – сельским советам. Разумеется, органы советской власти существовали повсюду, но они были лишь приводными ремнями партийных комитетов, которым принадлежала реальная власть. Особая роль сельских Советов объясняется малочисленностью колхозов в Правобережье и почти полным отсутствием партийных ячеек на селе. Позднее, когда колхозно-совхозный строй в республике установится повсеместно, реальная власть на селе перекочует из сельского Совета в кабинет председателя колхоза. Но в первые послевоенные годы судьбы крестьян на местах решались в сельских Советах, которые были низовым звеном той государственно-хозяйственной системы, которой суждено было противостоять грядущему голоду. Большинство населения Правобережья не накопило достаточного опыта жизнедеятельности в рамках советской общественно-хозяйственной системы и, естественно, не было приспособлено к особенностям ее функционирования. Это обстоятельство также сыграло свою роль в голодные 1946-1947 года.
* * *
Восстановление в 1944 году советской власти в Молдове коренным образом изменило привычную для многих социально-политическую обстановку. Земля была национализирована. Исчезли частные банки и предприниматели. Выехали за Прут помещики, буржуа, большая часть зажиточного населения. Частнопредпринимательские рычаги регулирования хозяйственной деятельности были вытеснены. К новым условиям социалистического хозяйствования многим еще предстояло привыкнуть. Именно в таких социально-политических и хозяйственных условиях в Молдове развернулась засуха 1945-1946 годов.
Следует заметить, что засухи не являются чем-то необычным для республики. Годы с большим недобором осадков нередко следовали один за другим, и в их смене не усматривается закономерность. Так, по многолетним наблюдениям, в период :
с 1850 по 1860 года засушливыми были 1856, 1857, 1858, 1859.
с 1860 по 1870 года – 1862, 1863, 1864, 1869.
с 1900 по 1910 года – 1902, 1903, 1904.
с 1920 по 1930 года – 1920, 1921, 1924, 1928.
В каждом десятилетии отмечалось от двух до четырех засушливых лет. Таким образом, периодическая засуха и неурожай – довольно частые явления в Молдове.
Из поколения в поколение накапливали люди опыт борьбы со стихией. С первыми признаками надвигающейся беды крестьяне переходили к лимитированному потреблению продуктов питания, растягивали имеющиеся запасы до нового урожая. В голодные годы начинали функционировать страховые механизмы организации сельской жизни. В борьбе с голодом село обычно использовало продовольственные запасы зажиточных хозяйств. Конечно, делалось это отнюдь не на безвозмездной основе, но человеческие жизни, как правило, удавалось спасти. Со временем в судьбах голодавшей деревни начинает принимать участие и государство. Достаточно напомнить меры официальных властей и особенно земства, направленные на смягчение последствий тяжелой засухи и недорода, поразивших Бессарабскую губернию в 1891-1892 годах. ( По своим масштабам они были равны тем, что произошли в 1945-1946 годах ).