Больше всего неприятностей доставляли трещины. Плохо, когда колёса автомобиля пробьют лёд у трещины и застрянут. Беда, если выколотые льды приподнимутся и разойдутся. Машина скатится - нырнёт в воду, а << выколотки >>, возвращаясь в исходное положение, накроют её, словно надгробием. По существу, срок эксплуатации каждого полотна дороги определялся именно интенсивностью развития трещин.
Независимые эксперименты В. В. Шулейкина и Б. В. Проскурякова, показали, что вблизи кромки льда или сквозной продольной трещины грузоподъёмность снижается почти в четыре раза.
К началу второй зимней кампании учёные внедрили в практику эксплуатации ледовых дорог надёжные коэффициенты учёта трещин.
Тогда удалось также количественно оценить влияние резких изменений температуры воздуха и колебаний уровня подлёдной воды на несущую способность ледовых трасс.
В январе 1943 года фронтовые инженеры под руководством А. И. Иванова обеспечили безаварийную массовую переправу танков по непрочному льду реки Невы. Они организовали непрерывное наблюдение за развитием явления усталости льда, замеряя возникающие в нём прогибы после прохода каждого танка.
Танки оказали огромную поддержку воинам 136-й дивизии генерала Н. П. Симоняка, которая, ломая яростное сопротивление врага вышла на соединение с войсками Волховского фронта.
Прорыв энергетической блокады.
После того, как замкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда, город оказался отрезанным от всех электростанций, снабжавших его энергией. Были разрушены многие подстанции и ЛЭП. В самом Ленинграде осталось в работе только 5 электростанций. Однако и на них из-за недостатка топлива резко сократилась выработка энергии. Парализуется работа оборонных заводов, останавливаются трамваи и троллейбусы, замерзает водопровод. 25 января 1942 года в работе остался один генератор мощностью 2300 кВт. Зимой некоторое количество топлива удалось подвезти грузовиками через Ладожское озеро по << Дороге жизни >>; весной 1942 года началась добыча торфа на правом берегу Невы. Но топлива хватало лишь для работы нескольких генераторов. Без электрической энергии - так же как без хлеба и оружия - осаждённый город сражаться не мог.
Наступление наших войск в декабре 1941 года на Волховском фронте, освобождение города Тихвина предотвратило захват Волховской ГЭС им. В. И. Ленина и создало возможность восстановления станции, основное оборудование которой было демонтировано и эвакуировано в тыл страны. И вскоре начались работы по монтажу первых трёх гидрогенераторов.
В марте 1942 года уполномоченный Ставки Верховного главнокомандования А. Н. Косыгин предложил разработать проект передачи электроэнергии от Волховской ГЭС в осаждённый Ленинград подводным кабелем через Ладожское озеро. Это была единственно возможная трасса, так как довоенные воздушные ЛЭП, частично оказались на оккупированной территории.
Батальоны военных строителей и отряды строителей энергетиков одновременно начали работать на западном и восточном берегах Ладожского озера. Использовали кое-где уцелевшие линии электропередачи к торфопредприятиям и Свирскую электропередачу, проложили 80 км новых линий. Инженеры шли на максимальные упрощения , использовали полностью запасы линии по электрической и механической прочности. Восстановили шесть старых и возвели три новые подстанции.
В мирное время прокладка нового кабеля не разрешалась, если волнение более трёх баллов, так как резкие изгибы кабеля при волнении воды могли повредить его свинцовую оболочку. Даже малейшая трещинка откроет путь воде, нарушится изоляция, произойдёт пробой, и кабель выйдет из строя. Поэтому такой способ прокладки требовал идеальной погоды, многих плавучих средств, большого количества квалифицированных рабочих.
Довоенные рекомендации были совершенно невыполнимы в обстановке, когда трасса кабеля простреливалась с южного берега Ладожского озера огнём артиллерии, была доступна авиации противника, когда каждая баржа и каждый буксир нужны были для перевозок по Ладоге.