Башкирские и мишарские команды направлялись на полицейскую службу в Казань, Москву и Петербург, в ярмарочные города, а также для розыска и поимки беглых крестьян, казаков и башкир.
(Таким образом, конные иррегулярные части края служили царизму одним из важных орудий в решении задач внутренней и внешней политики. Они использовались не только для охраны восточных и западных границ страны, но и в качестве карательной силы для подавления движения народных масс.
Трудовые и денежные повинности башкир, мишарей и тептярей.
Кроме военной службы, на Башкиро-мещерякское войско возлагалось выполнение различных казенных работ. С увеличением численности оренбургских казаков, которые во второй трети XIX в. становятся основной боевой силой иррегулярных войск в крае, призываемых на службу башкир и мишарей все больше включают в состав рабочих и транспортных команд. В конце 40-х гг. уже 86 % ежегодного линейного наряда башкир и мишарей несло трудовую повинность670. Они вели строительные работы, перевозили грузы внутри губернии и в крепости пограничной линии в Казахстане. В 1832-1834 гг. на строительстве дороги между Верхнеуральском и Стерлитамаком было занято башкир и мишарей 207491 человек, 2689 солдат оренбургских линейных батальонов. Проложенная ими дорога протяженностью в 252 версты обошлась казне всего в 50 тыс. руб. ассигнациями671. В дальнейшем дорога была продолжена до Бугульмы и стала важнейшим торговым трактом, связывавшим зауральскую часть Башкирии с Поволжьем.
Большой объем строительных работ выполнили башкирские и мишарские рабочие команды в 1835-1838 гг. во время прокладывания новой пограничной линии на участке Орск-Троицк. Было возведено пять новых укреплений (Императорское, Наследницкое, Константиновское, Николаевское и Михайловское), между ними 9 редутов и 12 пикетов672. С середины 40-х гг. тысячи башкир и мишарей посылались в казахские степи для сооружения там новых военных укреплений.
Не менее тяжелой повинностью была перевозка продовольствия и других грузов. Башкиры на своих лощадях «бесплатежно» возили хлеб в Оренбург и другие крепости. С 1845 по 1863 гг. Башкирское войско обязано было ежегодно направлять транспортные команды по 3500-4000 подвод для доставки грузов в Сыр-Дарьинское, Уральское и Раимское укрепления в Казахстане673.
Башкирские и мишарские рабочие команды обеспечивали лесоматериалами и дровами Оренбург, Уральск и крепости Оренбургской линии. Ежегодно до тысячи человек направлялось на заготовку и сплав леса по рекам Сакмара и Урал674.
Башкиры и мишари привлекались к работе по благоустройству Оренбурга, Уфы, Уральска и других городов. В Оренбурге они производили ремонт и строительство административных и культовых зданий, подвозили строительные материалы, работали на известковом и кирпичном заводах, заготавливали сено для казенных лошадей, ухаживали за садами и парками. Ими были построены в Оренбурге городской водопровод, казармы (1838 г.), генерал-губернаторский дом (1840 г.) и другие здания675.
В 30-х гг. по всей Башкирии проводился сбор денег на сооружение в Оренбурге Караван-Сарая - гостиницы для приезжающих башкир. Башкирские рабочие команды принимали непосредственное участие в возведении этого замечательного архитектурного ансамбля, построенного в 1846 г. по проекту известного зодчего А. П. Брюллова. Но Караван-Сарай сразу же был занят под канцелярию Башкиро-мещерякского войска, а затем генерал-губернатором. Башкирские и мишарские команды трудились на пашнях Оренбургского училища лесоводства и земледелия, девичьего училища, кадетского корпуса и фельдшерской школы при Оренбургском военном госпитале. Они работали в войсковом хозяйстве: на конном и пчелином заводах, на заготовке золы для производства шадри-ка на поташных заводах. В 1851-1860 гг. башкирами было заготовлено для лошадей генерал-губернатора 10 374 стога сена по 8 возов каждый. Из них по прямому назначению было употреблено лишь 590 стогов, а остальное сено пошло на продажу. Вырученные деньги в сумме 97 тыс. руб. поступили в распоряжение губернатора677.