ü Церковь Бориса и Глеба.
При Владимире Мономахе начинается бурное строительство на северо-востоке Руси, в Залесье. В результате здесь бал создан один из самых прекрасных во всей средневековой Европе художественных ансамблей.
При Юрии Долгоруком (сыне Владимира Мономаха) сформировался так называемый суздальский стиль – белокаменное зодчество. Первой церковью, родоначальницей стиля, сложенной из белого камня, блоки которого были идеально подогнаны один к другому, стала церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше, в 4 км. от Суздаля, на том самом месте, где якобы останавливались святые князья Борис и Глеб, когда они ходили из Ростова и Суздаля в Киев. Это была храм-крепость. Он представлял собой мощный куб с тремя массивными аспидами, щелевидными окнами, напоминающими бойницы, широкими лопатками, шлемообразным куполом.
ü Покрова на Нерли.
Белокаменные фасады соборов города Владимира украшали резьбой по камню. Наличие каменного декора представляет собой отголосок романского стиля и связанно с тем, что Андрей Боголюбский созывал к себе во Владимир мастеров не только Византии, но и со всех земель. Уже знаменитая церковь Покрова не Нерли несёт на себе отпечаток этого стиля. Церковь посвящена празднику Покрова пресвятой Богородицы, установленному Андреем Боголюбским в ознаменование объединения Руси под главенством Владимира.
Андрей Боголюбский построил этот придворно-княжеский храм недалеко от своих палат в память о любимом сыне Изяславе, погибшем в победоносном походе на болгар в 1164г. Изящная одноглавая церковь словно парит над широкой гладью заливных лугов.
Стены храма украшены каменным орнаментом, составленным из тоненьких колонок, соединённых наверху полукруглыми арочками, тонкими колонами на «лопатках», придающим плотном массе стены лёгкость и воздушность, зигзагом на барабане. На всех трёх фасадах повторяется одна и также композиция рельефов.
ü Дмитриевский собор.
Во времена Всеволода, чья слава и власть так поражали современников, Суздальская земля стала княжеством, господствующим над остальной Русью. В этот период во Владимире был возведён Дмитриевский собор, третий шедевр культового зодчества.
Дмитриевский собор – это сравнительно небольшой одноглавый храм с хором**, какие строились на феодальных дворах. Но несмотря на размеры, он выглядит величавым и торжественно-великолепным. Это один из самых красивых и самых оригинальных соборов Древней Руси. В плане он представляет собой греческий крест, без какого бы то ни было отступления от византийского канона.
Хотя каменное строительство на Руси в 10-11 веке велось, главным образом, византийскими зодчими, эти постройки существенно отличались от византийских, так как приезжие мастера решали на Руси новые задачи. Таким образом, возникло каменное русское зодчество, которое даже на самой ранней стадии имело уже свой своеобразный характер, а во второй половине 11 века выработало собственные традиции. И в первой половине феодальной раздробленности (30-е гг. 12 в. – 30-е гг. 13 в.) происходила заметная трансформация «монументального историзма» «героической эпохи». Общие закономерности развития и взаимное культурное общение вели к строительству в разных районах близких по архитектурным формам сооружений. Движение в этом направлении (Романский стиль) было прервано вторжением монголо-татар.
* фреска – живопись водяными красками по свеженаложенной штукатурке.
** хоры – балкон в церкви, предназначенный для привилегированных лиц.
Живопись.
Искусство Киевской Руси тематикой, формой и содержанием связано с религией, для него, как и для всякого средневекового искусства, характерно следование канону (использование устойчивого набора сюжетов, типов изображения и композиционных схем, освящённых вековой традицией и апробированных церковью). А с закатом Киевской державы отошло и в прошлое искусство «мерцающей живописи» - мозаики, - слишком дорогостоящей была бы она для удельных князей. Будущее принадлежало искусству фрески и иконописи.