*Хождения – путевые заметки
ü «Моление»
Гораздо более распространено на Руси было другое замечательное произведение – «Моление» Даниила Заточника (12 – 13 века). Оно написано в форме обращения к князю от имени автора – обедневшего княжеского слуги, попавшего в опалу. Даниил рисует идеальный образ князя – защитника своих поданных , способного оградить их от произвола «сильных людей», преодолеть внутренние распри и обеспечить безопасность от внешних врагов. Яркость языка, мастерская рифмованная игра словами, обилие пословиц, афористичность, остросатирические выпады против бояр и духовенства обеспечили этому талантливому произведению большую популярность на долгое время.
Древнерусская литература не знала рифмованной поэзии, но она пронизана образным мышлением – поэтическими сравнениями и гиперболами, содержит множество примеров ритмической речи. Самобытность и высокий профессионализм древнерусской литературы питали два неиссякаемых источника: устное народное творчество и переводная литература разных жанров и стилей…
Архитектура.
ü Десятинная церковь.
Когда Владимир крестился, получив в крещение имя Василий, князь соорудил на том месте, где стоял Перун – языческий идол, деревянную церковь св. Василия и призвал искусных зодчих из Константинополя для строительства каменного храма во имя Богоматери (989 - 996). Церковь прозвали Десятиной, поскольку на её возведение была выделена десятина, т.е. десятая часть княжеских доходов. Об этом храме можно судить лишь по остаткам фундамента, элементам декора, письменным источникам.
Как первый большой храм Киева Десятинная церковь имела вместительное помещение для готовящихся к крещению (оглашенных), нартекс, или, как его стали называть на Руси, притвор. В притворах начиналось богослужение, здесь же была крестильная купель. Удлинённый притвор делал храм вытянутым. С трёх сторон его окружали галереи-гульбища – дань прежней языческой традиции. Как первый памятник монументальной архитектуры Киева Десятинная церковь являла собой образ-символ нового мира, в котором предстояло жить русскому человеку. Она была разрушена монголо-татарами во время взятия Киева в 1240г.
ü Софийский собор
После смерти Владимира Великого в Киеве стал княжить Ярослав Мудрый, расширивший территорию города в несколько раз.
Композиционным центром города Ярослава являлся грандиозный Софийский собор (1037г.), посвящённый Божественной Премудрости, с ансамблем сооружений, куда входили митрополичьи палаты и княжеский дворец. Софийский собор, увенчанный 25 куполами, самый выдающийся памятник древнерусского зодчества и единственный собор, у которого нет прообраза в Византии или какой-либо другой христианской стране. Такое многокупольное завершение – явление чисто русское, берущее своё начало ещё в грандиозных языческих капищах.
София Киевская не возносилась над землёй, она гармонично разрасталась и вширь, и ввысь, и в длину.
Изнутри храм был украшен мозаикой - «мерцающей живописью», значительная часть которой сохранилась. Кроме мозаики, храм украшен и фресками*, прославляющими царскую власть.
Со смертью князя Ярослава в 1054г. строительная деятельность в Киеве не прекратилась, но преемники князя отказались от возведения таких многоглавых колоссальных соборов, как Десятинная церковь и София Киевская. С большим рвением они занялись сооружением монастырей, где они отрешались от мирских дел и должны были быть погребены.
ü Земельные соборы и придворно-княжеские соборы.
Наряду с монастырями на Руси строились храмы – так называемые земельные соборы и соборы придворно-княжеские.
Земельный собор являлся главным храмом того или иного княжества. При возведении соборов обозначился отход от византийского архитектурного канона.
Придворно-княжеские соборы строились на княжеском дворе и соединялся с хоромами князя крытым переходом.