1 июня 1934 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли Постановление о борьбе с хулиганством на транспорте, которое установило порядок, согласно которому лица, лишенные свободы за это преступление, должны были отбывать наказание только в исправительно-трудовых лагерях вне зависимости от срока лишения свободы.
В марте 1935 года ЦИК и СНК СССР приняли Постановление «О мерах борьбы с хулиганством», согласно которому за совершение злостных хулиганских действий виновные лица подвергались наказанию в виде тюремного заключения на срок до пяти лет[17].
7 апреля 1935 года ЦИК и СНК СССР приняли Постановление «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», которое установило, что несовершеннолетние, начиная с 12-летнего возраста, уличенные в совершении кражи, причинении насилия, телесных повреждений, увечий, убийстве или в попытке совершения убийства, привлекаются к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания вплоть до расстрела.
Таким образом, мы видим, что принимаются меры к укреплению законности в деятельности органов дознания и следствия, суда и прокуратуры, но все это касается общеуголовных преступлений. Если судят мелкого воришку, а тем более крупного, то в более или менее строгом соответствии с процессуальным законом. По-другому, однако, происходит дело, когда репрессия касается лиц, обвиненных в совершении государственных преступлений. Правда, здесь тоже нужно отметить определенную динамику. До середины 30-х гг. и по этим делам, в принципе, соблюдается закон, к тому же в основном общий для всех родов преступлений. Иначе начинают действовать карательные органы с 1934 года.
Судебные и внесудебные органы
Прежде всего, происходит ухудшение процессуального законодательства по делам о государственных преступлениях. В 1934 году, в день убийства С.М. Кирова, издается закон, упрощающий процессуальные формы для некоторых государственных преступлений. ЦИК СССР установил, что по делам о террористических организациях и террористических актах следствие должно заканчиваться не более чем за 10 дней, обвинительное заключение обвиняемому должно вручаться за сутки до рассмотрения дела в суде, дела должны слушаться без участия адвоката и прокурора, кассационное обжалование приговоров, как и подача ходатайства о помиловании, не допускается, приговоры к высшей мере наказания исполняются немедленно по их вынесении.
10 июля 1934 ЦИК СССР принял Постановление о создании союзно-республиканского НКВД. В его составе образовано Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений НКВД СССР. Согласно этому постановлению при НКВД СССР сформировано «Особое совещание»[18], которому предоставлены широкие права, в том числе право на применение в административном порядке, без надлежащих процессуальных гарантий, даже без вызова подозреваемого, ссылки, заключения в исправительно-трудовые лагеря на срок до 5 лет и высылку за пределы СССР.
5 ноября 1934 года ЦИК и СНК СССР приняли Постановление «Об особом совещании при Народном Комиссариате Внутренних Дел Союза ССР» согласно которому, ему предоставлено право применять к лицам, признанным общественно опасными лишение свободы, ссылку, высылку как внутри страны, так и за ее пределы.
В Особое совещание входили заместитель наркома внутренних дел СССР, уполномоченный НКВД СССР по РСФСР, начальник Главного управления милиции, народный комиссар внутренних дел союзной республики, на территории которой возникло дело. На заседаниях Особого совещания должен был присутствовать Прокурор СССР или его заместитель.
Особое совещание заменило собой судебную коллегию ОГПУ. Это означало, вообще говоря, смягчение репрессии, ибо права ОСО были меньше, чем у судебной коллегии, которая могла даже в узком составе (три члена) применять любое наказание вплоть до расстрела. ОСО же, первоначально, могло назначать лишь ссылку, высылку или заключение в исправительно-трудовые лагеря сроком до 5 лет. Правда, это послабление было скоро ликвидировано: уже в 1937 г. Особое совещание получило все репрессивные права вплоть до расстрела.