Согласно новому ИТК РСФСР целями исправительно-трудовой политики провозглашались:
- постановка осужденных в условия, преграждающие им возможность нанесения ущерба социалистическому строительству;
- перевоспитание и приспособление осужденных к новым условиям трудового общежития.
Средствами перевоспитания признавались труд и политико-воспитательная работа, а основным типом мест лишения свободы — трудовая коммуна.
Кодекс регламентировал исполнение лишения свободы на срок до трех лет, исправительно-трудовых работ без лишения свободы и ссылки, соединенной с исправительно-трудовыми работами. Исполнение лишения свободы на срок от трех до десяти лет по-прежнему регулировалось Положением об исправительно-трудовых лагерях, утвержденным Постановлением СНК СССР от 7 апреля 1930 года.
ИТК РСФСР уточнил состав, функции и права наблюдательных комиссий. В состав комиссий входили народный судья, начальник места заключения, представители РКИ, общественных (в первую очередь профсоюзных) и хозяйственных организаций, с которыми учреждение было тесно связано. На заседания комиссии обязательно приглашался прокурор.
Решение наблюдательной комиссии могли опротестовать в краевом, областном суде ее председатель, прокурор и начальник мест заключения.
Наблюдательные комиссии представляли собой весьма действенные органы по контролю и направлению деятельности исправительно-трудовых учреждений.
Однако наблюдательные комиссии просуществовали сравнительно недолго. В 1934 году органы НКВД на местах были выведены из-под контроля местных Советов, а наблюдательные комиссии ликвидированы[12].
Согласно новому кодексу места лишения свободы делились на следующие виды:
- изоляторы для подследственных, где содержались лица, находившиеся под следствием или судом до вступления в силу приговора суда;
- пересыльные пункты, где содержались осужденные к лишению свободы, ожидающие направления в исправительно-трудовые учреждения, а также осужденные под следствием;
- учреждения для применения к лишенным свободы мер медицинского характера, т.е. институты психиатрической экспертизы, колонии для туберкулезных и других больных;
- учреждения для несовершеннолетних, лишенных свободы, т.е. школы ФЗУ индустриального и сельскохозяйственного типа;
- исправительно-трудовые колонии, в том числе:
а) фабрично-заводские — для осужденных из среды трудящихся;
б) сельскохозяйственные — для осужденных из среды трудящихся;
в) массовых работ — для осужденных из среды классово-враждебных элементов и опасных преступников из среды трудящихся;
г) штрафные — для осужденных, переведенных из других колоний за систематические нарушения.
Сохранялся принцип направления в места лишения свободы по социальному положению. «Классово враждебные» и лица, совершившие тяжкие преступления, направлялись в колонии массовых работ в отдаленных местностях, а злостные нарушители режима общих колоний — в штрафные колонии.
Важное место в Кодексе отводилось регулированию принудительных работ без лишения свободы. Отменялись бесплатные работы и допускалось использование осужденных по месту их основной деятельности.
Обе системы мест лишения свободы — лагеря ОГПУ и колонии Наркомюста — были переданы образованному в 1934 году НКВД СССР и полностью вышли из-под контроля местных Советов.
28 мая 1935 года ЦИК и СНК СССР приняли Постановление, согласно которому время отбывания исправительно-трудовых работ, в том числе и по месту работы осужденного, не засчитывалось в общий трудовой стаж работы, дающий право на получение пенсии и льгот[13].
С середины 30-х гг. исправительно-трудовое законодательство и особенно практика его применения начинают ухудшаться. Фактически исправительно-трудовые кодексы, не будучи отменены, перестают применяться, подменяясь ведомственными инструкциями. В 1939 г. было отменено применение условно-досрочного освобождения.
В 1939 году в составе ГУЛАГа НКВД СССР функционировало 42 лагеря, в том числе:
Бамлаг — трасса БАМа — 262.194 человека;