тратившее своего значения. То же самое можно сказать о храме Пакатнаму в Ламбайеке. По всему побережью от Пиуры на севере до Чинчи, где находится знаменитая уака Сентинела, на юге разбросаны многочисленные храмы и пирамиды. Некоторые из них и в наши дни можно встретить в долине Лимы. В горных районах также были расположены крупные святилища, нередко достигающие огромных размеров. К ним относятся, например, полупогребенные развалины Уари и Тиауанако, пользующиеся заслуженной известностью. Они также существовали с доинкских времен, но сохранили свое значение и в период существования Тауантинсуйю. Таким образом, храмов на территории империи было немало. Но самым большим среди них был храм в Куско, в квартале Кориканча. Назывался он Инти Уаси и был посвящен Солнцу. Лумбрерас так описал его: "Храм состоял из шести святилищ, каждое из которых было посвящено одному из небесных божеств. Поэтому он и включал в себя шесть частей, в которых ныне расположены христианская церковь и монастырь ордена доминиканцев. Длина его внешних стен составляет примерно 68 м на 59. Со стороны его юго-восточного крыла на 34 м отходила закругленная абсида. Внешняя сторона стены в ее центральной части была украшена фризом, состоявшим из золотой пластины почти метровой ширины. Пространство перед входом в храм также было покрыто золотом. В просторном центральном дворе, если верить преданиям, находился сад наполовину естественный, наполовину искусственный. Вода в него поступала по желобам, выложенным золотом, в центре сада находился каменный фонтан восьмиугольной формы, полностью покрытый этим же драгоценным металлом". Особые религиозные церемонии проводились во время четырех главных праздников года, которые назывались райми: Инти райми - праздник Солнца, который отмечался после сбора урожая; Капак райми праздник Инки, проводившийся где-то в декабре январе; Ума райми праздник воды, без которой невозможны сельскохозяйственные работы и Койа райми - праздник правительницы, посвященный Луне богине плодородия. Грандиозные пиршества каракуй, о которых упоминалось выше, проводились по случаю Капак райми. Свою религию инки не считали единственно истинной, исключающей все иные верования. Поэтому они не обращали в свою веру подвластные народы через насильственное искоренение местных культов и верований, через резню и уничтожение рас и культур огнем и мечом во славу божию. Таким образом, распространение инкской религии очень отличалось от насаждения в Америке католицизма. Она впитывала местные верования в свою высшую теогонию, не разрушая их. Происходило это по политическим соображениям, обусловленным необходимостью объединения Тауантинсуйю в культурном отношении. Эту мысль лучше всего выразил Мариатеги, когда писал: "Религиозный кулю подчинялся политическим и общественным интересам инкской империи. Эта сторона инкской религии ясно видна в отношении инков к религиозным символам подчиненных или завоеванных ими народов. Инкская церковь больше стремилась подчинить себе богов этих народов, чем преследовать и проклинать их. Вот почему Храм Солнца превратился в храм своего рода федеральной религии или мифологии. Кечуа в религиозном вопросе не отличались особой склонностью ни к насильственному обращению всех в свою веру, ни к методам инквизиции. Их усилия, направленные, естественно. на более прочное объединение империи, имели тенденцию к уничтожению зверских ритуалов и варварства, а не к распространению новой и абсолютной метафизической истины". Таким образом, в отношении веры инки были менее догматичны, менее нетерпимы, менее жестоки одним словом, более цивилизованны, чем их европейские современники. Эта мысль Мариатеги вполне ясна. То немногое, что нам удалось рассказать в этом разделе, как и обширные сведения по этому вопросу, которыми изобилуют специальные исследования, дает основание считать, что в других областях дело обстояло так же, как и в вопросах религии. Так считал и М. Монтень. " . Что касается благочестия, писал в "Опытах" великий