азалось способным создать высокую и самобытную цивилизацию. Как и но всех классовых обществах, в инкской империи существовали дополнительные привилегии для знати, различавшиеся в зависимости от иерархического положения того или иного ее представителя. Так, например, моногамия была нормой для основной массы населения. Это означало, что пурек не мог иметь больше одной жены. Однако представителям знати разрешалось жить с несколькими женами, а в распоряжении Инки были еще и многочисленные пайи, которых он выбирал из числа акль, не считая его сестры-жены Койи. Жилищами большей части населения служили хижины, сделанные из недолговечных материалов. Что касается знати, то ее представители жили в каменных домах, а для Инки строились великолепные дворцы подлинные шедевры архитектуры. Золото помимо украшения дворцов и храмов применялось исключительно для изготовления столовой посуды и украшений Инки, не считая тех случаев, когда кому-либо из членов имперской знати предоставлялись в виде исключения такие же привилегии. Серебро также шло на украшение храмов и дворцов и употреблялось в обиходе отдельных представителей аристократии. Изделия из меди, олова и их сплава бронзы использовались в хозяйстве простых тружеников. Основная масса населения, состоявшая из семей, но главе которых стояли пуреки, объединялась в писки, чунки н пачаки. Однако были в империи и такие люди, которые оставались за рамками этой социальной структуры. К ним относились янаконы и митимаи. Первые не принадлежали ни к одной общине, представляя собой особую группу, обреченную всю жизнь находиться в услужении у семейств знати. До состояния прислуги они были низведены борьбой своих предков против имперских порядков. Валькарсель писал, что в период конкисты они были естественными союзниками завоевателей, своего рода "пятой колонной", наемниками, перешедшими на сторону вторгшихся испанцев и сражавшимися против своих собственных братьев. А Лумбрерас отмечал, что испанцы называли янаконами своих рабов-индейцев, позднее включая в эту категорию тех крестьян, которые выполняли функции слуг в асьендах в горных районах Перу. Митимаи это те, кто подвергался массовому переселению из одних районов империи в другие. Иногда цель, которую преследовали эти переселения, состояла в том, чтобы навсегда покончить с сопротивлением власти Инки таких народов, как, например, непокорные колья. С плоскогорья, где расположено озеро Титикака, их переселили на побережье и в горные районы вплоть до Эквадора. Часть митимаев переселяли в соответствии с политикой колонизации малопригодных для жизни земель, при необходимости сокращения числа жителей в перенаселенных районах или же из-за соображений военного характера, В последнем случае их посылали создавать новые колонии в отдаленных районах империи, а также сторожевые пункты, своего рода форпосты инкского влияния в недавно присоединенных областях. В этих случаях митимаи освобождались от дополнительных повинностей. Инка не всегда был полновластным монархом в строгом смысле этого слова. Единственным и абсолютным правителем он, видимо, был лишь на начальном этапе существования инкской державы. Однако, когда она достигла апогея своего развития, Инка делил власть с верховным жрецом уилкой уму и главнокомандующим войсками. Оба они были близкими родственниками Инки его дядьями или братьями. Функции Инки передавались по наследству одному из его законных сыновей, т. е. такому, который был рожден им от сестры-супруги - Койи. Он не обязательно должен был быть первенцем, но непременно наиболее способным из сыновей, по мнению самого верховного правителя. Инкские завоевания не всегда имели насильственный характер военных захватов, хотя такое представление может сложиться по аналогии с другими их действиями. Тем не менее это не означает, по в случае необходимости войско не было орудием завоевания. Однако война рассматривалась как крайнее средство подчинения непокорных народов, когда все остальные возможности были исчерпаны. Инки предпочитали пользоваться метод