византийских мастеров от античных реминисценций. Образы становятся
более аскетичными, не только чувственному, но и эмоциональному моменту
в таком искусстве уже нет места, зато духовность достигает необычайной
силы.
Церковное богослужение превратилось в Византии в своего рода
пышную мистерию. В полумраке сводов византийских храмов сумеречно
сияло множество свечей и лампад, озарявших таинственными отблесками
золото мозаик, темные лики икон, многоцветные мраморные коллонады,
великолепную драгоценную утварь. Все это должно было, по замыслу
церкви, затмить в душе человека эмоциональную приподнятость античной
трагедии, здоровое веселье мимов, суетные волнения цирковых ристаний и
даровать ему отраду в повседневности реальной жизни.
В прикладном искусстве Византии в меньшей мере, чем в архитектуре
и живописи, определилась ведущая линия развития византийского
искусства, отражающая становление средневекового миросозерцания.
Живучесть античных традиций здесь проявлялась как в образах, так и в
формах художественного выражения. Вместе с тем и сюда проникали
постепенно художественные традиции народов Востока. Здесь, хоть и в
меньшей мере чем в Западной Европе, сыграло свою роль воздействие
варварского мира.
Музыка занимала особое место в византийской цивилизации.
Своеобразное сочетание авторитарности и демократизма не могло не
сказаться на характере музыкальной культуры, которая представляла
сложное и многоликое явление духовной жизни эпохи. В V-VII вв.
происходило становление христианской литургии, развивались новые жанры вокального искусства. Музыка обретает особый гражданский статус, включается в сиситему репрезентации государственой власти. Особый колорит сохраняла музыка городских улиц, театральных и цирковых представлений и народных празднеств, отразившая богатейшую песенно-музыкальную практику многих народов, населявших империю. Христианство очень рано оценило особые возможности музыки как искусства универсального и в то же время обладающего силой массового и индивидуального психологического воздействия, и включило ее в свой культовый ритуал. Именно культовой музыке было суждено занять доминирующее положение в средневековой Византии.
В жизни широких народных масс по-прежнему огромную роль играли
массовые зрелища. Правда, античный театр начинал клониться к упадку -
античные трагедии и комедии все чаще заменяются выступлениями мимов,
жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных. Место
театра занимает ныне цирк (ипподром) с его конными ристаниями,
пользующимися огромной популярностью.
Культура ранней Византии была городской культурой. Крупные города
империи, и в первую очередь Константинополь, были не только центрами
ремесла и торговли, но и очагами высочайшей культуры и образованности,
где сохранялось богатое наследие античности.
Борьба светской и церковной культур особенно характерна для
первого периода истории Византии. В истории Византийской культуры
первые века существования Византии были временем острой идеологической борьбы, столкновения противоречивых тенденций, сложных идейных коллизий, но и временем плодотворных исканий, интенсивного духовного творчества, позитивного развития науки и искусства. Это были века, когда в муках борьбы старого с новым рождалась культура будущего средневекового общества.
Время наивысшего могущества и
наивысшей точки развития культуры.
Определяющей чертой духовной жизни империи к середине VII
столетия стало безраздельное господство христианского мировоззрения.
Глубокую религиозность симулировали теперь не столько догматические
споры, сколько наступление ислама, которое вели арабы, вдохновляясь
"священной войной" и борьбой с язычниками - славянами и проболгарами.
Еще более возросла роль церкви. Нестабильность жизненных устоев,
хозяйственная и бытовая неустроенность масс населения, нищета и