Однако, сколь ни осторожны и искусны были попытки интелектуальной
византийской элиты уберечь и культивировать рационалистические элементы античной науки, острое столкновение оказалось неизбежным: пример тому - отлучение от церкви и осуждение ученика Пселла философа Иоанна Итала. Идеи Платона были загнаны в жесткие рамки теологии.
Рационалистические тенденции в византийской философии воскреснут
теперь не скоро, лишь в обстановке нарастающего кризиса XIII-XV вв.
Общий упадок творческой активности в "темные века" с особой силой
отразился на состоянии византийской литературы. Вульгаризация,
отсутствие литературного вкуса, "темный" стиль, шаблонные
характеристики и ситуации - все это утвердилось надолго как
господствующие черты произведений литературы, созданных во второй
половине VII- первой половине IX столетия. Подражание античным
образцам уже не находило отзвука в обществе. Главным заказчиком и
ценителем литературного труда стало черное духовенство. Монахи были
сплошь и рядом и авторами житий. Агиография и литургическая поэзия
вышли на передний план. Проповедь аскетизма, смирения, надежд на чудо
и потустороннее воздаяние, воспевание религиозного подвига - главное
идейное содержание литературы этого рода.
Особых высот византийская агиография достигла в IX столетии. В
середине X в. около полутора сот наиболее популярных житий были
обработаны и переписаны видным хронистом Симеоном Метафрастом. Упадок жанра обозначился в следующем, XI в.: вместо наивных, но живых описаний стали господствовать сухая схема, шаблонные образы, трафаретные сцены жизни святых.
Вместе с тем житийный жанр, неизменно пользовавшийся широчайшей
популярностью среди народных масс, оказывал заметное влияние на
развитие византийской литературы и в X и в XI вв. Вульгаризация
нередко сочеталась с яркой образностью, реалистичностью описаний,
жизненностью деталей, динамизмом сюжета. Среди героев житий нередко
оказывались неимущие и обиженные, которые совершая мученический подвиг во славу бога, смело вступали в борьбу с сильными и богатыми, с
несправедливостью, неправдой и злом. Нота гуманизма и милосердия -
неотъемлемый элемент множества византийских житий.
Религиозная тематика доминировала в эту эпоху и в поэтических
произведениях. Часть их непосредственно относилась к литургической
поэзии (церковные песнопения, гимны), часть посвящалась, как и
агиография, прославлению религиозного подвига. Так, Федор Студит
стремился опоэтизировать монашеские идеалы и самый распорядок
монастырской жизни.
Возрождение литературной традиции, заключавшейся в ориентации на
шедевры античности и в их переосмыслении, особенно заметным стало в
XI-XII вв., что сказалось на выборе и сюжетов, жанров, и
художественных форм. Смело заимствуются в этот период сюжеты и формы и восточной и западной литературы. Осуществляются переводы и переработки с арабского и латыни. Появляются опыты поэтических сочинений на народном, разговорном языке. Впервые за всю историю Византии начиная с IV в. оформился и стал постепенно расширяться с XII в. цикл народоязычной литературы. Обогащение идейного и художественного содержания литературы за счет усиления народной фольклорной традиции, героического эпоса наиболее наглядно предстает в эпической поэме о Дигенисе Акрите, созданной на основе цикла народных песен в X-XI вв. Фольклорные мотивы проникают и в возродившийся в ту пору эллинистический любовно-приключенческий роман.
На второй период приходится также и расцвет византийской
эстетики. Развитие эстетической мысли в VIII-IX вв. было стимулировано
борьбой вокруг культовых изображений. Иконопочитателям пришлось
подытожить главные христианские концепции образа и на их основе
разработать теорию соотношения образа и архетипа, прежде всего
применительно к изобразительному искусству. Были изучены функции
образа в духовной культуре прошлого, осуществлен сравнительный анализ