Вавилон исторический. Вавилон легендарный
Страница 4

речь строителей башни, названных «поколением рассеяния». «Он – Господь –говорили они –не имел права выбирать для собственного пребывания высший мир, предоставив нижний нам, итак, построим башню и на вершине ее воздвигнем идола держащего в руке меч с угрозою против Бога».Столпотворением люди думали бросить вызов не только Богу, но и Аврааму, который призывал их к покаянию и к вере в единого Бога. По другому толкованию, выражение «одно наречие» следует понимать в смысле «острыя» или дерзостные слова, сказанные людьми о Боге, но не приведенные в Библии. Говорили, что через каждые 1656 лет (между сотворением мира и потопом прошло именно столько времени) небеса содрогнутся в своих основаниях и снова затопят водами землю, люди и хотят укрепить их колоннами, дабы предупредить вторичный потоп. Некоторые лица этого грешного поколения попытались даже сразиться с Богом на небесах. На это безумное желание подвигло их то обстоятельство, что стрела, пущенная ими в небесную твердь, упала назад, забрызганная кровью, народ тогда поверил, что он действительно может отважиться вступить в бой с небожителями.

Согласно Флавию ,воздвигнуть башню побудил своих современников именно Нимруд, тогда как другие раввинские источники указывают, что именно он отдалился от строителей. Шестьсот тысяч человек были заняты постройкой у башни в течение 43 лет. Она уже достигла такой высоты, что понадобился год времени на доставку строительного материала с земли на вершину, вследствие этого последний стал цениться так высоко, что люди плакали и кричали. когда срывался или разбивался кирпич, но оставались совершенно равнодушными, если падал и убивался человек. Они стали бессердечны к слабым и больным которые не могли или отказывались помогать им в их работе, даже женщин они насильно привлекали к ней. Сначала Господь дал им продолжать их безбожное дело, ожидая, когда они сами постигнут ужас своего дерзостного неповиновения, но все было напрасно. Тогда они смешали их язык (сначала они говорили все по-еврейски),что не только прервало их дальнейшую работу, но и было причиной смерти многих, ибо, получая от своего товарища камень вместо просимого цемента, разгневанный человек убивал его тут же этим камнем. Часть строителей была превращена в обезьян, злых духов, демонов и привидения, а остальные были рассеяны по лицу земли.

Мощная башня была развеяна ураганом, по другому преданию, одна треть ее была сожжена огнем, другая треть провалилась в землю, а последняя часть осталась на земле. Чтобы представить невероятную высоту башни, предание рассказывает, что стоявшему на вершине ее развалин даже величайшие пальмы казались величиною с кузнечиков. Позднее это указание предания относили к развалинам какой-то башни вблизи Борсинны. Хотя поколение столпотворения было греховнее того, которое погибло от потопа.

Последнее, однако, было наказано суровее, потому что состояло из убийц и развратников, тогда как первое поколение было в сущности доброжелательным и мирным. Мир же в глазах Бога имеет столь великое значение, что он щадит даже идолопоклонников до тех пор, пока они живут в мире.

-7-

Гильгамеш и легенда о потопе

Вавилонский богатырь Гильгамеш, повелитель Урука, скитавшийся в поисках бессмертия вместе со своим другом и спутником Энкиду, умершим во время странствий, встречает своего старого предка и просит его рассказать историю всемирного потопа, от которого он один сумел спастись.

Когда совет богов решил разрушить город Шуруннак, боги внушили одному из его обитателей, Утнапиштиму, вавилонскому Ною построить корабль, который мог бы вместить всю его семью, слуг, несколько домашних и диких животных и некоторых ремесленников. Судно следовало хорошенько просмолить. Оно должно было быть достаточно велико, чтобы поднять «порождение всего живущего» (по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни- будет впоследствии сказано в Библии).

Когда сооружение судна было закончено, разразилась ужасная буря, и дождь лил семь дней и семь ночей. Водяные горы поглотили землю, и все люди погибли. Когда буря утихла, воды спали, барка пристала к горе Насир, на восток от Мосула и реки Тигр, в современном Курдистане, родине шумеров.

Страницы: 1 2 3 4 5 6