Зимой 689/688 г. до н. э. Вавилон перестал существовать. Он стерт с земли. В декабре 689 г. ассирийские войска штурмом берут Вавилон. Ослепленный гневом царь Синаххериб приказывает уничтожить город. Вавилон сожжен и разрушен. Население разбежалось по соседним странам, частично было продано в рабство , перебито.
Царь Асархаддон восстанавливает Вавилон 678 г. до н. э.
В 482 г. до н. э. Вавилонское царство прекратило свое существование. Вавилон лишился своей государственности, но оставался большим городом. Время от времени в нем жили персидские цари.
В 324 г. до н. э. Александр Македонский избрал Вавилон столицей своей державы, но через год умер.
В 129 г. до н. э. Вавилон завоевали парфяне, которые в 126 г. до н. э. разгромили и сожгли его.
Вавилон занимает видное место в жизни еврейского народа.
-4-
Вавилон легендарный
Легендарный Вавилон упомянут в литературе три раза, об этом я хочу рассказать в своей работе более подробно.
Вавилонское столпотворение
На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, люди нашли в земле сеннар(т.е. в Двуречье равнину и поселились там и сказали друг другу «наделаем кирпичей и обожжем огнем .» И стали кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести(нефть). И сказали они : «Построим себе город и башню высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу всей земли». И сошли был посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие и сказали боги «Вот один народ и один у всех язык. И вот что они надумали делать и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем их там язык так, чтобы один не понимал речи другого.» И рассеяли их был оттуда по свей земле . И перестали они строить город. Посему дано ему имя «Вавель» (евр. - Врата Божьи) ибо там смешан был язык всей земли и оттуда рассеяли их был по всей земле.
Рассказ о башне состоит из двух частей :из предания как был построен город Вавилон и как произошло деление людей на различные племена говорящие на разных языках и живущие в разных странах.
Сознанию первобытного человека должен был показаться проклятием тот факт, что он не в состоянии понять своего соседа. Поэтому-то и мог возникнуть ( в частности среди северных семитов) миф с объяснением причины подобного проклятия .Что этот миф существовал не только у евреев ,но и у многих других древних народов и носит мировой характер, видно из следующих примеров. У греков была распространена легенда о великанах, воздвигших Оссу на Пелион, а Пелион на Олимп с тем, чтобы добраться до небес, за это Зевс поразил их молнией, и работа их была уничтожена.
Любопытно, что уже Юлиан Отступник считал миф заимствованным у евреев. Эфиопская вариация его, изложенная в кн, Юбилеев ,пространно повторяет библейский рассказ, внося некоторые новые детали. У народа, пришедшего из страны Арарат в страну Синнеар, возникает желание воздвигнуть башню до небес, и он начинает жечь кирпичи и скреплять их асфальтом, который добывается в синнеарских источниках. Работа его продолжается 43 года, когда владыка Бог решает, наконец, помешать довести ее до конца. Для этого он обращается к ангелам со следующей речью:»Смотрите, вот народ, который уже начал действовать по своему желанию, отныне ничто не покажется ему невозможным и недостижимым. Спустимся же и смешаем его язык, дабы никто не понимал речи другого, тогда они рассеются по разным местам и разделятся на различные народы, и не будет у них царить один общий разум до самого Судного дня». Решение он свое привел в исполнение и не только создал многоязыкие, но и послал ураган, который разрушил башню.
В третьей Сивиллиной книге по поводу той же легенды рассказывается, как люди, говорившие на одном языке, захотели добраться до звездного неба, для чего в Ассирийской земле стали строить высокую башню, но Бессмертный посылает бурю, которая разрушает ее, и люди ранее дружные, вступают в ожесточенную борьбу между собою. Происходит деление на народы и государства, и над миром воцаряются Кронос, Титан и Япетос. Александр Полигистор относит эту легенду к борьбе титана Прометея с Кроносом, прибавляя, что боги разрушили башню и дали каждому отдельный язык.