-5-
Полагают, что и в истории Беросса имелась легенда о В.-С.
Историк Эвполем сообщает, что Вавилон был первым городом, построенным после потопа. Население его, состоявшее из гигантов, воздвигает башню, которая, по воле Бога, разрушается, гиганты же рассеиваются по всему лицу земли. Армянский историк Моисей Хоренский также приводит данный миф и сообщает, что башня была разрушена ураганом, который развеял неизвестные слова, внесшие среди людей раздоры и ссоры. Любопытно, что и в древней Мексике существовала аналогичная еврейская легенда. Она повествует, что один из уцелевших от потопа великанов в память о своем спасении воздвиг пирамидальный холм из кирпичей на горе Тлалок в Холуле. Когда боги увидели, что вершина его достигает облаков, они ниспослали на него огонь, сжегший часть пирамиды, вследствие чего она осталась незаконченною. Даже среди дикарей озера Нгами, как сообщает Ливингстон, существует схожая легенда. Поэтому тем удивительнее представляется факт, что подобного мифа не существовало у самих Вавилонян.
Правда, в «Chaldaische Genesis» делается попытка доказать существование у вавилонян аналогичной легенды, но она признана в настоящее время несостоятельной. В связи с этим падает, конечно, и гипотеза Штаде, будто еврейский летописец использовал в данном случае какой-то вавилонский письменный документ, содержащий этот миф . Правы, по-видимому, те, которые утверждают, что подобное предание уже потому не могло ни существовать, ни возникнуть у вавилонян. что оно в сущности, умаляло их гордость и национальное достоинство и накладывало печать проклятия на их страну, тем более. что и самое название Вавилона, означающее Врата Божии, исключает какое-то бы ни было предположение о том, чтобы Вавилоняне связывали с ним представление о разрушении и гибели. Неправильным следует считать мнение. будто тенденция легенды чисто религиозная и лишена всякого исторического значения. Сводить ее к простому протесту против астральной религии, как делает, например Джеремиас. Уже оттого невозможно, что она, ведь, повторяется и у таких народов. которые были далеки от единобожия, По-видимому миф скорее всего явился отголоском какого-то великого сейсмического явления имевшего такое же распространение, как и потоп, и удержавшегося поэтому в сознании почти всего человечества.
Где же находилась та башня, о которой повествует Библия? Некоторые ученые считают данный вопрос неразрешимым, однако, уже весьма рано были делаемы попытки установить ее местонахождение, хотя бы приблизительно. Вениамин Тудельский. Путешествовавший около 1160 г по Р.Хр. отождествлял это место с холмом, называющимся у арабов Бирс - Нимруд и сложенным, по его рассказу. из кирпича .В 16 веке Бальби и Ральф Фитш и в 17 в. Джон Картрайт описали в качестве Вавилонской башни кирпичный холм большой высоты, в 6 или 7 милях к западу от Багдада, известный под именами Телль - Нимруд или Акаркуф. В 18 веке Пьетро дела - Валле считал местом нахождения башни холм Вавил, вблизи Хиллеха, но впоследствии Расам доказал, что там находились знаменитые висячие сады.В 19 веке Рич и Керр-Портер вновь выдвинули предположение о Бирс-Нимруде, которое было принято многими учеными. Наконец, последняя точка зрения на этот вопрос, принадлежащая Чейну, заключается в том. что на месте древней башни был воздвигнут сам Вавилон.В частности же башня есть зиккурат великого храма Эзагила, представленный в настоящее время (1909),согласно гоммелю. Телль-Амраном. Какой из выше изложенных взглядов считается наиболее правильным, науке едва ли удастся когда-либо установить. Трудность заключается в том, что от этого события, если оно даже и случилось, не осталось, да и не могло остаться, никаких реальных следов, на основании которых можно было бы точно определить место катастрофы.
В мидрашах приводится несколько преданий с целью объяснить истинную причину вавилонского столпотворения и стремлений его строителей. Таннаитская традиция
-6-
усмотрела в этом поступке мятеж против Бога. Последний Мидраш приводит следующую