Похоронно-погребальные обряды у удмуртов
Страница 5

-6-

Описанные погребальные обряды, распространенные у удмуртов отмечены у многих народов. Причина этого заключается в главной идее, лежащей в их основе – идее продолжения жизни в «загробном мире», которая и определила содержание большинства обрядов. Некоторые обряды, имея целью не допустить смерть в дом, носят оградительный характер.

-7-

Знание современными удмуртами традиционных похоронных обрядов

Знание обрядов

Сельские жители

горожане

1968 г.

1979 г.

1968 г.

1979 г.

Не знают

Слабо знают

Имеют ясное представление

Очень хорошо знают

9.7

44.3

41.4

4.6

18.2

52.3

27.7

1.8

33.7

38.3

24.8

3.2

43.5

45.6

10.5

0.4

Под воздействием социалистического образа жизни традиционная обрядность, связанная с верованием в загробную жизнь, постепенно забывается и уходит из жизни, что вполне закономерно. Как видно из таблицы, лиц, имеющих об описанных похоронных обрядах ясное представление и очень хорошее знание, не так уж и много: меньше одной трети среди сельских удмуртов и десятая часть горожан. Отмеченные различия в уровне знаний городских и сельских жителей по этому вопросу не столь резки, как в знаниях свадебных и родильных обрядов. Причины этого, по-видимому, в неодинаковой степени бытования всех этих обрядовых ритуалов в городе и в селе. Традиционные обряды, связанные с рождением ребёнка, в городе не бытуют, здесь выполняются лишь гражданские обряды.

Похоронные обряды в городе по сравнению с селом соблюдаются в значительно меньшей степени, так как здесь сужена сфера их бытования: обмывают и одевают умершего в морге посторонние люди; в копании могилы родственники также не принимают участия, так как на кладбище есть рабочие-могильщики. Не приходится выбирать и место для погребения на кладбище, его отводит администрация кладбища. Значит, традиционные обряды могут быть выполнены и выполняются, когда гроб с телом покойника находится дома, при его выносе, а также на кладбище при самом погребении. И всё же не смотря на суженность сферы соблюдения традиционных похоронных обрядов в городе, для них, как видно, остаётся больше возможностей, чем, например, для выполнения традиционных свадебных обрядов. По сравнению с 1968 г. знание погребальных обрядов так же, как свадебных и родильных, заметно ослабело: число незнающих и слабо знающих увеличилось, в то время как число тех, кто «имеет ясное представление» и «очень хорошо знает», сократилось.

В сельской местности республики традиционные погребально- поминальные обряды больше известны в районах центральной зоны (34%), несколько меньше в южной зоне (28%) и ещё меньше в северных районах (22.5%). В северной зоне численность лиц, знающих традиционную погребальную обрядность, колеблется от 8% в Балезинском до 31% в Красногорско-Юкаменском районах-ТЕРах. В центральной зоне наибольшая разница между Увинским (15%) и Завьяловским (55%) районами – ТЕРами; в южной- между Кизнерским, где традиционная обрядность активно исчезает, и Можгинским, в котором её ещё знают и соблюдают больше , чем в других районах зоны.

Как видно по картосхеме, наибольшее знание погребальной обрядности свойственно удмуртам Завьяловского района. Таким образом, завьяловские удмурты, несмотря на близость крупного города, характеризуются, как и в 1968 г., наибольшей приверженностью традиционной обрядности.

Женщины по сравнению с мужчинами погребально-поминальные обряды знают несколько лучше : сведения, связанные с иллюзорным представлением о «загробной жизни»,о душе, якобы летающей до 40-го дня, чаще можно услышать от женщин, нежели от мужчин, которые более решительно отметают подобные представления. В целом рассказы

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8