-6-
Описанные погребальные обряды, распространенные у удмуртов отмечены у многих народов. Причина этого заключается в главной идее, лежащей в их основе – идее продолжения жизни в «загробном мире», которая и определила содержание большинства обрядов. Некоторые обряды, имея целью не допустить смерть в дом, носят оградительный характер.
-7-
Знание современными удмуртами традиционных похоронных обрядов
Знание обрядов |
Сельские жители |
горожане | ||
1968 г. |
1979 г. |
1968 г. |
1979 г. | |
Не знают Слабо знают Имеют ясное представление Очень хорошо знают |
9.7 44.3 41.4 4.6 |
18.2 52.3 27.7 1.8 |
33.7 38.3 24.8 3.2 |
43.5 45.6 10.5 0.4 |
Под воздействием социалистического образа жизни традиционная обрядность, связанная с верованием в загробную жизнь, постепенно забывается и уходит из жизни, что вполне закономерно. Как видно из таблицы, лиц, имеющих об описанных похоронных обрядах ясное представление и очень хорошее знание, не так уж и много: меньше одной трети среди сельских удмуртов и десятая часть горожан. Отмеченные различия в уровне знаний городских и сельских жителей по этому вопросу не столь резки, как в знаниях свадебных и родильных обрядов. Причины этого, по-видимому, в неодинаковой степени бытования всех этих обрядовых ритуалов в городе и в селе. Традиционные обряды, связанные с рождением ребёнка, в городе не бытуют, здесь выполняются лишь гражданские обряды.
Похоронные обряды в городе по сравнению с селом соблюдаются в значительно меньшей степени, так как здесь сужена сфера их бытования: обмывают и одевают умершего в морге посторонние люди; в копании могилы родственники также не принимают участия, так как на кладбище есть рабочие-могильщики. Не приходится выбирать и место для погребения на кладбище, его отводит администрация кладбища. Значит, традиционные обряды могут быть выполнены и выполняются, когда гроб с телом покойника находится дома, при его выносе, а также на кладбище при самом погребении. И всё же не смотря на суженность сферы соблюдения традиционных похоронных обрядов в городе, для них, как видно, остаётся больше возможностей, чем, например, для выполнения традиционных свадебных обрядов. По сравнению с 1968 г. знание погребальных обрядов так же, как свадебных и родильных, заметно ослабело: число незнающих и слабо знающих увеличилось, в то время как число тех, кто «имеет ясное представление» и «очень хорошо знает», сократилось.
В сельской местности республики традиционные погребально- поминальные обряды больше известны в районах центральной зоны (34%), несколько меньше в южной зоне (28%) и ещё меньше в северных районах (22.5%). В северной зоне численность лиц, знающих традиционную погребальную обрядность, колеблется от 8% в Балезинском до 31% в Красногорско-Юкаменском районах-ТЕРах. В центральной зоне наибольшая разница между Увинским (15%) и Завьяловским (55%) районами – ТЕРами; в южной- между Кизнерским, где традиционная обрядность активно исчезает, и Можгинским, в котором её ещё знают и соблюдают больше , чем в других районах зоны.
Как видно по картосхеме, наибольшее знание погребальной обрядности свойственно удмуртам Завьяловского района. Таким образом, завьяловские удмурты, несмотря на близость крупного города, характеризуются, как и в 1968 г., наибольшей приверженностью традиционной обрядности.
Женщины по сравнению с мужчинами погребально-поминальные обряды знают несколько лучше : сведения, связанные с иллюзорным представлением о «загробной жизни»,о душе, якобы летающей до 40-го дня, чаще можно услышать от женщин, нежели от мужчин, которые более решительно отметают подобные представления. В целом рассказы