Все мы родом из одного прошлого и поэтому следует признать исторически справедливым и совершенно закономерным решение Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 г. (подтвержденное Соборами 1988г., 2000г 2004г.) «Об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их», когда старые русские обряды ( а следовательно и сами старообрядцы) были признаны спасительными и равночестными новым!
Слово «старовер» олицетворяет собой признак благочестия, почитания устоев, которых так не хватает современному Российскому обществу. История Руси берет начало от истоков старой веры, именно она составляет основу русской культуры.
За 1000-летнее бытие Русской Церкви самым печальным событием в её истории явился церковный раскол в XVII веке. Не приняв нововведений, Древлеправославная Церковь на протяжении двух с половиной столетий подвергалась тяжким преследованиям со стороны правительства.
Реформы, проводимые патриархом Никоном, приживались крайне тяжело, были связаны с настоящими репрессиями народа, т.к. из поколения в поколение людям передавались сложившиеся традиции и устои, менять которые не представлялось возможным.
Строгое и бескомпромиссное отношение старообрядцев к себе и другим,. сСтремление выживать и побеждать, Вера и Терпение - все это помогло православным старообрядцам не только сохранить свою самобытную культуру, но и очень благотворно повлияло на экономическое и политическое развитие России.
В преддверии Нового времени, в новых условиях духовного кризиса российского общества старообрядчество обрело некоторые социально – психологические черты, нехарактерные для традиционного православия. Поскольку царь и церковь оказались дискредитированными, произошла «потеря» внешнего авторитета, заступника перед Богом, повысилась роль нравственности каждого из верующих как носителя внутреннего идеала. Старообрядцы остро почувствовали личную ответственность не только за свое спасение, но и за судьбы церкви и общества. Их вера стала более деятельной, духовная жизнь интенсифицировалась. Старообрядцы стали рассчитывать на себя, на свою внутреннюю веру, что повлияло на их моральный облик, способствовало умеренности в потребностях, трудолюбию, честности.Почему же сейчас, в наши современные дни, эта тема стала интересной для обсуждения? Дело в том, что именно сейчас любую деталь нашей истории и культуры, потерянную в результате социальных и политических изменений XX века, мы пытаемся найти и отождествить себя с исконной Русью, найти свое настоящее место в истории, для того, чтобы иметь под ногами твердую основу, фундамент, отталкиваясь от которого можно смело и уверено шагать в будущее.
Источники и литература
1.Список литературыИсточники.
1.1. Ершова О.П. «Документы по истории старообрядчества» М. 1993
1.2.История старообрядческой церкви: Краткий очерк. – М.: Изд-во старообрядческой Митрополии Московской и всея Руси. – 1991.
1.3. Курс русской истории. Ч. III. Лекция 54
1.4. Мир старообрядчества. Сборник науч. тр. Вып.4: Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исследований старообрядчества. Материалы международной науч. конф. – М.: РОССПЭН. – 1998.
2. Литература.
2.1. Богданов Н.С. «Никониане» «Наука и религия» 1994 № 11 Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. – М.: «Мысль». – 1979.
2.2. Ершова О.П. «Документы по истории старообрядчества» М. 1993
Костомаров Н.И. «Раскол» М. 1995 Бороздин А. К. Протопоп Аввакум. Приложение № 25.
2.3. Костомаров Н.И. «Раскол» М. 1995Кульпин Э.С. «Истоки государства Российского от церковного собора 1503 г. до опричнины» ОНС 1997 № 1
2.4. Кульпин Э.С. «Истоки государства Российского от церковного собора 1503 г. до опричнины» ОНС 1997 № 1 Мельников Ф.Е. «Краткая история древнеправославной церкви», 1999г.
2.5. Мельников Ф.Е. «Краткая история древнеправославной церкви», 1999г.Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. – М.: «Мысль». – 1969.
2.6. Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. – М.: «Мысль». – 1969.Платонов С.Ф. «Лекции по русской истории» М. «Высшая школа» 1993 г.