Из вышесказанного можно сделать вывод, что в рассматриваемый период государство приложило существенные усилия для организации обороны на местах, защиты особо важных объектов и продолжения обучения населения. Благодаря предпринятым мерам к моменту начала Великой отечественной войны граждане владели основными способами защиты от авиационных и химических атак. Примечателен и тот факт, что в целях обучения мирного населения военное командование использовало психологические приемы – а именно, введение разного рода знаков отличия и почетных званий, что, безусловно, повлияло на усиление мотивации обучаемых. Следствием реформ стала всеобщая военизация страны – структурные подразделения МПВО создавались даже на промышленных предприятиях, которые могли оказаться в радиусе действия авиации противника.
Выводы и обобщения – как изменила реформа данную структуру войск? Реформы местной противовоздушной обороны (МПВО) 1941 – 1945 гг. 22 июня 1941 г. все штабы, службы и силы МПВО были приведены в боевую готовность. Первые дни войны доказательно явили высокую готовность системы МПВО и одновременно вскрыли некоторые недостатки, которые в дальнейшем были быстро устранены. Важную роль в мобилизации МПВО на успешное выполнение задач, возникших в связи с нападением фашистской Германии на Советский Союз, сыграло постановление СНК СССР от 2 июля 1941 г. "О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне". Согласно этому постановлению все советские граждане от 16 до 60 лет должны были овладеть необходимыми знаниями по МПВО. Кроме того, мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 18 до 50 лет обязаны были состоять в группах самозащиты. Выполняя требования партии и правительства, Министерство внутренних дел СССР 3 июля 1941 г. утвердило "Положение о группах самозащиты жилых домов, учреждений и предприятий". Важную роль в активизации МПВО сыграла речь И. В. Сталина от 3 июля 1941 г., в которой он указывал на необходимость немедленно "наладить местную противовоздушную оборону". МПВО в годы войны стремительно набирала силу. Численность ее формирований превысила 6 млн. человек; участковые формирования были реорганизованы в городские воинские части МПВО, а число инженерно-противохимических воинских частей значительно возросло. Таким образом, реформирование вооруженных сил в предыдущие годы позволило Советской армии сохранить потенциал в начале войны и в последующем успешно адаптировать свои резервы в условиях военных действий. Силы МПВО успешно справились со своей задачей в годы войны. Они ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов фашистской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров. Эти результаты подтвердили своевременность и правильное направление проведенных преобразований. Словом, при взаимодействии с частями Вооруженных Сил МПВО внесла в годы войны существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации, в ряде случаев ее силы принимали участие и в отражении атак сухопутных частей противника на города. Реформы Местной противовоздушной обороны (МПВО) 1945 – 1961 гг. В послевоенный период, опираясь на богатый опыт Великой Отечественной войны, МПВО неуклонно продолжала совершенствоваться. Было введено в действие новое положение о местной противовоздушной обороне, в котором нашел отражение весь положительный опыт предшествовавшей деятельности МПВО. Были уточнены задачи и организационная структура МПВО. Появление в арсенале вооруженных сил США ядерного оружия и быстрое наращивание его запасов вынудило в 1956 г. вновь пересмотреть организацию МПВО. МПВО впервые была названа системой общегосударственных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от современных средств поражения; создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха; и проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. Хотя ядерное оружие при этом не называлось, но основные усилия системы мероприятий МПВО были нацелены на организацию защиты именно от него. Начальником МПВО оставался Министр внутренних дел СССР. Начальниками МПВО в союзных и автономных республиках являлись министры внутренних дел, но общее руководство проведением мероприятий МПВО было возложено на советы министров союзных и автономных республик, а в областях, краях, городах и районах, в министерствах и Ведомствах — на исполкомы Советов депутатов трудящихся, министерства и ведомства. Наиболее массовыми силами МПВО стали формирования республиканских, краевых, областных и районных служб МПВО — отряды, бригады, команды и т. д. В жилых массивах городов и поселков по-прежнему предусматривалось создание групп самозащиты. Были пересмотрены также способы защиты населения и объектов народного хозяйства. Таким образом, организация МПВО совершенствовалась по мере развития вооружений и отвечала требованиям времени, обеспечивая защиту страны на данном этапе. Военные реформы СССР в годы перестройки Принципиально новым фактором международных отношений стало окончание «холодной войны». Крупные внешнеполитические инициативы, вынужденно предпринятые М.Горбачевым в годы «перестройки»: отказ от глобального противоборства с капитализмом и идеологизированных симпатий к социалистическим и «антиимпериалистическим» странам (так называемое «новое мышление» — 1987 г.); ликвидация в два раза большего, по сравнению с американским, количества ракет средней дальности в Европе (с 1987 г., в течение трех лет); отказ от поддержки региональных конфликтов в мире и вывод советских войск из Афганистана (февраль 1989 г.); прекращение контроля над восточноевропейскими союзниками, приведшее к падению в странах Восточной и Юго-Восточной Европы коммунистических режимов (1989—1990 гг.); непротиводействие объединению Германии (октябрь 1990 г.); заключение советско-американского договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1, июль 1991 г.); односторонний роспуск ОВД — Организации Варшавского договора и прекращение деятельности СЭВ — Совета экономической взаимопомощи (весна-лето 1991 г.), означавший потерю военно-политических союзников; наконец, отказ от военного присутствия в Европе и начало вывода с территории бывших союзников советских войск (с 1991 г.), — свидетельствовали о прекращении военно-политического противостояния Востока и Запада, социализма и капитализма. Если в предыдущие десятилетия мы могли наблюдать стремительное наращивание военного потенциала, аккумулирование огромных сил и средств для развития системы вооружений и противодействия внешним нападениям, то в рассматриваемый период практически все достигнутые в этом направлении результаты были нивелированы. Мы полагаем, что данные мероприятия в целом вписывались в тенденцию общемирового разоружения и мирного урегулирования конфликтов. Конец 20 века ознаменован осознанием того факта, что военные конфликты не являются панацеей от разрешения межгосударственных противоречий. Данный период характеризуется иным расставлением приоритетов, а именно: все большим осознанием наивысшей ценности прав человека. Мы уверены, что Советский Союз своими действиями внес значительный вклад в развитие данной концепции.