Введение. Военная реформа – это комплекс кардинальных изменений в военно-политической, военно-экономической, военно-правовой, военно-научной, военно-технической и собственно военной сферах. Таким образом, можно сказать, военная реформа – это мероприятия, ведущие к новому качественному состоянию армии и флота.
Отслеживая историю развития вооруженных сил нашей страны, можно увидеть, как была сформирована современная российская армия и что она представляет собой на сегодняшний день. Российское государство всегда уделяло огромное внимание развитию своего военного потенциала, что, надо сказать, было не удивительным в условиях практически постоянного участия в военных конфликтах.
В настоящее время бурно развивающиеся общественные отношения требуют создания качественно новой армии, способной противостоять как внешней угрозе, так и локальным внутренним конфликтам. Нельзя забывать и о том, что характер угроз сегодня также трансформируется и требует оперативного реагирования со стороны уполномоченных органов государства. Остается очень важным вопрос оптимизации процессов управления Вооруженными Силами Российской Федерации. Сокращение численности Вооруженных Сил Российской Федерации, изменение военно-политической обстановки в мире, нормативное закрепление военно-административного деления являются лишь некоторыми факторами, обусловливающими необходимость совершенствования этих процессов управления.
Целью данной работы является исследование процессов модернизации различного рода войск России и эволюции законодательства о вооруженных силах РФ, а также анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и формулирование на их основе собственной позиции.
Представляется, что основной угрозой общественной безопасности сегодня является распространение международного терроризма. Наша страна находится в процессе комплексного реформирования всех правоохранительных структур: антитеррористических органов (так, например, в 2006 г. был принят новый закон «О противодействии терроризму», создан Антитеррористический комитет), органов прокуратуры (с 2008 г. действует Следственный комитет при прокуратуре РФ, в дальнейшем планируется создать общий Следственный комитет, куда будут включены следователи милиции, прокуратуры, милиции). Таким образом, реформирование вооруженных сил вписывается в общероссийскую тенденцию совершенствования системы правоохранительных органов и отвечает потребностям общества и государства на современном этапе.
Военные реформы Советского Союза 1918-1961 гг. Реформы Местной противовоздушной обороны (МПВО) 1918 – 1932 гг. В годы I Мировой войны 1914 – 1918 гг. впервые появилась возможность дезорганизации тыла, когда в ходе военных действий нашла применение боевая авиация, способная наносить удары по населенным пунктам в тылу противника. Это обстоятельство вызвало необходимость организации защиты крупных городов от ударов с воздуха. Наряду с активными мерами противовоздушной обороны, осуществляемой войсками, к участию в мероприятиях, призванных обеспечить защиту населения и промышленных предприятий от нападения с воздуха и быструю ликвидацию последствий авиационных налетов, стало привлекаться население. Это привело к созданию систем местной противовоздушной обороны (МПВО), опирающихся на мирное население городов. Первые мероприятия МПВО были осуществлены в Петрограде в марте 1918 г. после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией. К участию в мероприятиях МПВО в годы гражданской войны привлекались жители ряда других крупных городов, когда возникала угроза воздушных налетов. Фундамент гражданской обороны в Советском Союзе (ранее МПВО) начал закладываться в первые же годы установления Советской власти. Советское правительство, опираясь на опыт гражданской войны и растущее военное значение авиации, начиная с 1925 г. выпустило ряд постановлений, ориентированных на создание и укрепление противовоздушной обороны страны. Постановление "О мерах противовоздушной обороны при постройках в 500-километровой приграничной полосе", изданное в 1925 г. СНК СССР, предписывало в пределах этой зоны, обусловленной радиусом действий боевой авиации того времени, в ходе Нового строительства осуществлять соответствующие инженерно-технические мероприятия по защите населения и объектов народного хозяйства. Совет Труда и Обороны СССР (СТО СССР) в 1926 году издал постановление, которое обязывало проводить мероприятия по противовоздушной обороне на железных дорогах в пределах угрожаемой зоны. В частности, при железнодорожных станциях должны были строиться убежища и создаваться специальные формирования противовоздушной и противохимической защиты. Согласно постановлению "Об организации воздушно-химической обороны территории Союза ССР", изданному в 1927 г. Советом Труда и Обороны СССР, территория страны была разделена на приграничную (угрожаемую) зону и тыл. Все города в приграничной зоне стали именоваться городами-пунктами ПВО. Общее руководство мероприятиями ПВО было возложено на Наркомат по военным и морским делам. В том же году СТО СССР обязал Наркомат по военным и морским делам создать специальные курсы по подготовке руководящих кадров воздушно-химической обороны для нужд гражданских наркоматов. Такие курсы были созданы в Москве, Ленинграде, Баку, Киеве и Минске. В 1928 г. Наркомом по военным и морским делам было утверждено первое Положении о противовоздушной обороне СССР, в котором сказано, что противовоздушная оборона имеет назначением защиту Союза ССР от воздушных нападений с использованием для этой цели сил и средств, принадлежащих как военному, так и гражданским ведомствам и соответствующим общественным оборонным организациям. В связи с такой постановкой вопроса возникла необходимость организовать обучение населения защите от воздушного и химического нападения. Выполнением этой задачи занимались, главным образом, Осоавиахим и Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (СОКК и КП). Они охватили обучением сотни тысяч активистов местной противовоздушной обороны. К 1932 г. массовая подготовка населения к противовоздушной обороне и противохимической защите позволила создать свыше 3 тыс. добровольных формирований МПВО. Порядка 3,5 миллионов человек было обеспечено противогазами; для укрытия населения в угрожаемой зоне было подготовлено несколько тысяч бомбоубежищ и газоубежищ. Проводились мероприятия по светомаскировке городов в угрожаемой зоне и по созданию быстродействующей системы оповещения населения об угрозе нападения. К 1932 г. были созданы необходимые организационные и материальные предпосылки для создания единой общегосударственной системы местной противовоздушной обороны в стране. Между тем быстрый рост возможностей боевой авиации по нанесению ударов по объектам глубокого тыла потребовал дальнейшего совершенствования организации защиты населения и народного хозяйства.