Миртуман – соответствующая плата местному правителю эмиру тумана
Корубану – плата леснику и надзирателю пастбища
Мушрифана – плата чиновнику который проверяет урожай и устанавливает его размер
Чибик пули – плата за топливо
Нередко сборщики превышали установленные нормы. Бегар по установке длился не более 12 дней а в действительности составлял 15 – 20 а иногда и 50 дней. Крестьян в связи с постоянными войнами призивали в ополчение кара-чирик и аламан. Торговцы платили моунат пули – лавочный сбор, тайги-жой – за пользованием торговым местом, керайе – за аренду инструментов и помещений. Существовали и специальные дорожные сборы за переправу. [34]
Глава III
Культура в Хивинском ханстве.
Не смотря на все междоусобные войны в Хивинском ханстве развивалась культура. В период с XVI-XVIII век развивалась искусство, литература, поэзия архитектура. С развитием культуры начались развиваться города. Они и были центрами развития науки и культуры. Прекрасные строения были построены в Хивы в этот период. Это свидетельствует о том что Хива стала высоко культурным городом.
В развитие культуры внесли большой вклад не только хивинские учены, поэты, литераторы, но и сами ханы. Примером может служить Абдулгази-хан. Этот хан был не только хорошим политиком и ханом но и историком. Его даже называли политик-историк. Прославился от своим трудом «Родословная древо тюрок». Многие ханы собирали вокруг себя лучших поэтов летописцев. Все это они делали для того чтобы поднять культурный уровень своего государство и конечно увековечить себя в истории. Но увековечивая себя в истории они тем самым поднимают уровень культуры в своей стране.
Трудно представить государство без культуры. Если государство не имеет своей собственной культуры это уже не государства. Каждое сильное государство имеет свою культуру.
В хивинские ханы собирали библиотеке где хранились ценные книги нанимали переписчиков чтобы перевести книги с разных языков. Культура развивалась в ханстве не зависимо от непрекращающихся междоусобиц. Ханы пытались совместить свои политические проблемы с культурой. В хивинской культуре чувствуется влияние туркменской культуры. Все это произошло в результате влияние туркмен на хивинцев. Туркмены жили на территории Хивы и это способствовало культурному влиянию.
Города Хивинского ханства
Самым крупным городом ханства была Хива — его столица с начала XVII в. до 1920 г. В древности город назывался Хийвак, Со времени своего основания Хива была связывающим звеном на торговом пути между Востоком и Западом. В начале IV в Хива и Хорезм находились is составе иранского государства Сасанидов. В начале XVII в. в связи с изменением русла Амударьи в тогдашней столице ханства Ургенче сложились неблагоприятные условия для жизни населения» и столицу перенесли в Хиву.
К середине XVIII в. в связи с нашествием Надир-шаха Хива была разрушена. При хане Мухаммал-Амине (1770—1790) город был восстановлен.
При Аллакулихане (1825—1842) Хива была обнесена стеной, длина; которой составляла 6 километров. Основа нынешнего архитектурного облика Хивы складывалась с конца XVIII вплоть до XX в. Архитектурный ансамбль Хивы отличается единством. Внутри него сначала была построена Ичан-кала (внутренняя крепость), где находились дворец хана, жилище для ханской семьи, мавзолей, медресе, мечети. Общая площадь Ичан-калы составляет 26 гектаров, длина ее стены — 2200 метров. Ее пересекали две улицы ,четверо ворот выходили в город — Дишан-калу, где жили ремесленники, торговцы; тут же находились лавки и торговые ряды. Длина Дишан - калы составляет 6250 метров, она имеет 10 ворот.[35]
Один из сохранившихся памятников Хивы — мавзолей Сайда Аллаутдина — построен в XIV веке. До нас дошли также другие архитектурные памятники Куня-Арк, соборная мечеть, Ак-мечеть, мавзолей Уч-овлия, мавзолеи Шергазихана, караван-сарай Аллакулихана, медресе инака Куглуг-Мурада. медресе инака Мухамад-Анина, дворец Таш-хаули, состоящий в 163 комнат. (построен при Алл акулихане). Они свидетельствуют о мастерстве хивинских строителей, камнетесов, художников но дереву. В этом отношении Хива являлась гордостью ханства.[36]