В Хивинском ханстве все крестьяне не зависимо от категорий были лично свободными. Однако часть из них находилась в пожизненной налоговой кабале это означало то что они находились в «кабальном рабстве». Их владелец не имел право продать их как раба, но владельцы имели право передать таких крестьян вместе с землей новому владельцу. Кроме «кабальных рабов» была прослойка «беватан» Это были крестьяне которые обрабатывали государственные земли как издольщики независимо от их имущественного положения. Беватан был безземельный крестьянин. Из такой прослойки редко кто имел свой земельный надел. Имплантация жевательных зубов под ключ - nava-mos.ru/uslugi/implantaciya-zubov.
Ремесло, торговля, налоги.
Ремесло в Хорезме было специализированным. Существовали специалисты, по какой либо выработке какого-то определенного изделия. Основной отрослью ремесла было ткачество. Ткали шелковые, полушелковые, и хлопчатобумажные ткани. В Хиве были следующие виды профессии:
пазачи - изготовляли орудия для пахоты; кынчи – ножен;
харрат – токари; буякчи – красильщик;
кучанчи – хомутных дел мастер; телпакдуз – шапочники;
мисгар – медник; кончи – кожевники;
заргар – золотых дел мастер; кафшдуз – мастер по изго-я. калош
пичакчи – ножевщик; кульфгар –мастера изгот-я. замки;
джувазчи – маслобойщик; кассаб – мясник;
нонвой - пекарь; шамчи – свечник;
самбунчи – варильщик мыла; кийизфуруш – торговец войлака;
табакчи –торговецы деревянной посуды;
тузчи – торговецы солью; балакчи – торговец жаренной рыбы
огочфуруш – торговец леса; курумчи – торговец угля;
Большое искусства требовала изготовление чигирей. Они были двух типов «улу чигир» (большой чигир), «кичик чигир» (малый чигир).
Ремесленник был тесно связан с торговлей и продавал через перекупщиков. [31]
Особое место в экономической жизни столичного города, равно как и всего Хорезма, занимала внешняя торговля. Несмотря на ослабление в данный период значения Великого шелкового пути, исследуемый регион продолжал играть важную роль осуществлении торговли между странами Востока и Запада. О сравнительно высокой активности г. Хивы в торговых отношения с сопредельными странами свидетельствуют, в частности, многочисленные находки на территории города монет России, Китая, Германии, Османской империи, Афганистана, Ирана и других государств.
На Амударье были удобные пристани: Ургенч, местность Учунак, Кукертли, Керки, Келиф, у города Термеза.
Территория базаров крупных центров, таких как Хива делилась на определенные части: [32]
гузача – хлопковую руян-табаки – табак, марены
галля – кунжутную, зерновую пилля - коконов
чигит – хлопковые семена от бозор - конский
шоли – рис куй бозор – продажа баранов
Торговля в основной была меновой. Только в городах существовала денежная. Пользовались монетами ак танга, кара танга.
Купечество Хивы, торговцы, ремесленники стремились к укреплению центральной власти, которая могла защитить их интересы.
В Хивинском ханстве многочисленные налоги и чрезмерные повинности, которыми облагалось население в зависимости от рода занятий включала в себя:
Бегар, казу – проведение и чистка распределительной системы
Качу – мобилизация и устройство для предохранительных дамб
Алгут – единовременные поборы
Салгут – поземельная подать
Милтык-салиги – денежный сбор с населения на покупку оружия для войнов
Араба алу – мобилизация всех араб для государственные нужды
Улаг туту – мобилизация у населения верблюдов и лошадей
Суйсун - угощение во время куналги сопровождавшейся закланием барана принадлежащего хозяину дома [33]
Чапар пули – плата за извещение о сборе податей
Таразуян плата весовщику при внесении податей
Мирабон – сбор в пользу мираба
Дарбаза пули – платапривратнику у ворот города за пропуск груза
Атлану – явка в ополчение для участия в ханской охоте
Мал с шелка - в размаре 1\40 из доходов поступавших от шелководства