Число поездов в оба конца было: в 1852 г. пассажирских 4 и товарных 8 в сутки, в 1869 г. — пассажирских 9 и товарных 26, в 1892 г. — пассажирских 22 сквозных и 12 местных, товарных 60 поездов ежедневно. Скорость движения пассажирских поездов была при открытии дороги 22 и 48 часов на весь путь (604 в.), в настоящее время (609 в.) — 121/2 час. для курьерского и 20 ч. для обыкновенных поездов. Из 45704 тыс. пассажиров, проехавших по линии Петербург — Москва в течение 26 лет (1869—94) было:
Число пассажиров |
Проехали верст | |
в тысячах | ||
I класса |
1003 |
460653 |
II класса |
5031 |
1199245 |
III класса |
39617 |
7484198 |
В сентябре 1853 г. по дороге прошел первый скоростной поезд, который преодолел расстояние между Петербургом и Москвой за 10 часов 40 минут. В первое время зимой для обогрева пассажиров в пути следования между Санкт-Петербургом и Москвой использовались специальные печи, которые представляли собой металлические ящики, наполненные нагретыми кирпичами.
Для безопасного следования поездов и безопасности пассажиров. находящихся вблизи станций, на первых железных дорогах использовались звуковые сигналы: колокольчики, свистки, музыкальные шарманки. В качестве визуальных сигналов применялись оптический телеграф, ручные флажки, красные и зеленые диски, однокрылые и двукрылые семафоры. К открытию движения на станциях дороги все стрелки были с ручным переводом и лирообразными указателями положения стрелки – по главному или боковому пути, позже их заменили стрелочными фонарями.
С первых лет эксплуатации железной дороги средством регулирования движения поездов была телеграфная связь. В 1845 г. Б.С. Якоби спроектировал подземную телеграфную линию связи между Петербургом и Москвой. Построив через два года небольшую опытную линию длиной 18 км, он отказался от дальнейшей постройки, так как не был удовлетворен результатами испытаний. В 1852 г. такая линия связи вдоль железной дороги все же была построена иностранными специалистами, но менее чем через два года она вышла из строя и было принято решение о ее замене.
Якоби Борис Семенович (Мориц Герман) (21.9.1801, Потсдам, - 11.3.1874, Петербург), русский физик и изобретатель в области электротехники, академик Петербургской АН (1847; член-корреспондент 1838). Якоби принадлежат работы в области телеграфии. Он сконструировал около 10 типов телеграфных аппаратов, в том числе первый буквопечатающий телеграфный аппарат (1850), руководил прокладкой первых кабельных линий в Петербурге и между Петербургом и Царским Селом (1841-43).
В 1851 г. было разработано и введено в действие "Положение о составе управления С.-Петербурго – Московской железной дороги", а также "Положение о движении поездов" и ряд других документов и инструкций. В первый год эксплуатации дорогу разделили на 8 отделений и 34 дистанции, однако с июня 1852 г. отделений стало пять, а дистанций – 24. Отделения охватывали следующие участки дороги: 1-е отделение: Санкт-Петербург–Любань; 2-е: Любань–Окуловка; 3-е: Окуловка–Спирово; 4-е: Спирово–Клин; 5-е: Клин–Москва.
Дорогу обслуживали офицеры Корпуса инженеров путей сообщения (149 человек) и 4 340 нижних чинов, составлявших 17 рот – от 250 человек и более в каждой.
Схема управления разделялась на четыре отдела: дорожный – 2 750 нижних чинов в каждой (в их числе путевая, переездная, стрелочная, мостовая стражи), начальники отделений, дистанций, их помощники и канцелярия-вольнонаемные; станционный – 750 человек низших чинов (весовщики, носильщики, сторожа, объединенные в три военно-рабочие роты), высший состав – начальники станций, их помощники, билетные кассиры-вольнонаемные; подвижной - паровозные и кондукторские бригады составляли две кондукторские роты (паровозную – 250 человек и кондукторскую – 300 человек) - вольнонаемные; телеграфный – 108 офицеров, 148 сигналистов, 34 сторожа, составлявших одну телеграфическую роту. В 1854 г. между Петербургом и Москвой начала действовать первая в России воздушная линия связи.