И она же: “Восстание декабристов имело международное значение и нашло отклик и высокую оценку в передовом движении Запада. Оно поколебало почву под зданием Священного Союза, нанеся ему удар с той стороны, которую реакционные правительства считали наименее уязвимой. Свидетельствуя о вступлении России на путь активной революционной борьбы, оно вводило в лагерь антифеодального мирового движения такую мощную силу, которая сразу изменяла положение в пользу новаторов „и давала опору для последующего притока бойцов”[37]
Скептическая оценка. Ключевский: «случайность, обросшая литературой», декабристы - «лишние люди».
Бердяев и «веховцы»: декабристы - порождение «беспочвенной» российской интеллигенции: благородные стремления, чуждые реальной жизни.
А вот еще одна точка зрения: “«Самое удивительное во всей этой истории то, что нас с тобой не пристрелили», - сказал Николай брату Михаилу. Действительно, как отмечает один из ведущих российских исследователей событий декабря 1825 года Яков Гордин, «в ночь с 13 на 14 декабря (по старому стилю) у декабристов было больше шансов победить, чем у Николая удержать власть. Был очень четкий план, разработанный Трубецким, опытным военным, и даже при тех минимальных силах, в которых они были уверены, . декабристы могли реально взять власть, если бы план был выполнен. Их победил, как это не парадоксально, не так Николай и его сторонники, как они сами себя. Якубович и Булатов … противопоставили, так сказать, себя другой части общества во главе с Трубецким, и отказались утром 14 декабря действовать»”[38]
Сейчас - спорные оценки. Декабристы заложили основу революционной традиции, но тем самым основу трагического, многолетнего раскола власти и интеллигенции. Бесспорна наивысшая оценка их морального, человеческого облика: гуманизм, бескорыстие, культура. Героизм в борьбе и стойкое перенесение страданий на каторге. Декабристы были страстными просветителями. Они боролись за передовые идеи в педагогике, постоянно пропагандируя идею о том, что просвещение должно стать достоянием народа.
Они отстаивали передовые, методы обучения, приспособленные к детской психологии. Еще до восстания декабристы приняли активное участие в распространении школ для народа по ланкастерской системе обучения, которая преследовала цели массового обучения. Просветительская деятельность декабристов сыграла большую роль в Сибири.
Трудно добавлять чего-то к словам людей, занимающихся движением декабристов длительное время, порой посвятив этому всю жизнь. Каждый человек имеет право на свою оценку, свое понимание. Для меня же движение декабристов – это, прежде всего, утопическое движение, но утопическое в хорошем смысле слова. Впервые восставшие не имели никаких личных целей, не добивались личной выгоды. Они действовали во благо государства, не побоялись, в конце концов, умереть за Родину. Это – настоящие патриоты. Они могут служить достойным примером для подражания в наше время, тем более что сейчас бытует мнение об отсутствии патриотичности у молодежи. Хочется верить, что в будущем в нашем государстве все будет хорошо и, главное, справедливо, и больше никогда не найдется повода для новых движений за правду, каким было движение дворянских революционеров – декабристов.
[1] Восстание декабристов. Документы. Материалы. Т3.-М.; 1986, стр.398
[2] Восстание декабристов. Документы. Материалы. Т1.-М.; 1986, стр. 148
[3] Восстание декабристов. Документы. Материалы. Т3.-М.; 1986, стр. 348
[4] Восстание декабристов. Документы. Материалы. Т3.-М.; 1986, стр. 234
[5] Восстание декабристов. Документы. Материалы. Т3.-М.; 1986, стр. 366
[6] Восстание декабристов. Документы. Материалы. Т3.-М.; 1986, стр. 433
[7] Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т7. -М.: Знание, 1954, стр. 129
[8] Избранные соц-политич. и философские произведения декабристов. Т3.-М.:Госкомиздат,1951, стр. 124
[9] Там же, стр. 134
[10] Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т3.-М.:Госкомиздат,1951, стр. 22