1.Введение
К концу XVI века Московское государство переживало тяжелое время. Постоянные набеги крымских татар и разгром Москвы в 1571г.; затянувшаяся Ливонская война, длившаяся 25 лет: с 1558-го по 1583-ий, достаточно измотавшая силы страны и закончившаяся поражением; так называемые опричные «переборы» и грабежи при царе Иване Грозном, потрясшие и расшатавшие старый уклад жизни и привычные отношения, усиливавшие общий разлад и деморализацию; постоянные неурожаи и эпидемии. Все это привело в итоге государство к серьезному кризису. Начало 17-го столетия характеризуется политическим и экономическим упадком России. В значительной мере этому способствовали войны со Швецией и Польшей, закончившиеся поражением России в 1617 году.
Наконец Москва была освобождена от захватчиков. Уже в январе 1613 года созвали Земский собор – самый представительный из всех соборов XVI-XVII вв. В нем участвовали выборные от всех сословий, за исключением холопов и крепостных крестьян. Впервые важную роль в соборе играло казачество. Земский собор работал в течение почти двух лет, и хотя формально голос его был совещательным, в условиях полной разрухи он фактически стал высшим органом государственной власти. Главным делом собора стало избрание нового государя. Кандидатов было несколько, но после долгих споров 21 февраля на царство был избран 16-летний Михаил Романов, живший тогда в Костроме вместе со своей матерью инокиней Марфой.
2.Царь и казаки
Этому выбору в немалой степени способствовала история рода Романовых. Дед царя Никита Романов входил в опекунский совет, назначенный Иваном Грозным своему сыну Федору Иоанновичу. Федор Романов,, ставший после смерти Никиты главой рода, попал в опалу в царствование Бориса Годунова, был пострижен в монахи под именем Филарета и сослан, но при Лжедмитрии I возвращен из ссылки. Во время правления Лжедмитрия I он стал ростовским митрополитом. Именно ему поручил Василий Шуйский доставить из Углича останки царевича Дмитрия. Однако Шуйский недолюбливал независимого и властного митрополита, и Филарет остался в Ростове. Судьбу его круто изменил Тушинский вор. Сторонники Лжедмитрия II силой привезли его из Ростова и назначили патриархом. Филарет принимал участие в великом посольстве к Сигизмунду III и вел переговоры об избрании на русский трон королевича Владислава, а потому во время Земского собора все еще томился в польской тюрьме вместе с другими членами посольства.
Многие бояре были против кандидатуры Михаила Романова, предлагая вместо него шведского принца Карла-Филиппа. Есть свидетельства, что выборы проходили под прямым давлением казачества: якобы казаки и чернь ворвались в Кремль и не уходили оттуда, пока Боярская дума и земские чины не присягнули Михаилу Романову.
В течение нескольких лет после избрания Михаила ключевая роль в управлении государством принадлежала Земским соборам. Ничего удивительного в этом не было - новый царь не обладал ни политическим опытом, ни авторитетом, чтобы править самому. Между тем, страна была в катастрофическом положении. Повсюду бродили разбойничьи шайки, Смоленск оставался у поляков, Новгород все еще надеялся на союз со Швецией. Казна была пуста, Россия не могла вести войну и платить жалованье служилым людям. Кроме того, области южнее Рязани оставались под контролем Заруцкого.
Заруцкий представлял наибольшую опасность. Он пользовался авторитетом среди казачества, у него были налаженные связи с Доном и Польшей, наконец, с ним была Марина Мнишек и ее сын, «царевич» Иван, которого в Москве называли «воренком». В течение 1613 года правительственным войскам удалось оттеснить Заруцкого в Нижнее Поволжье, но, укрепившись в Астрахани, он и оттуда пытался координировать действия всех недовольных.
А недовольных становилось все больше, особенно среди казаков. Стараясь навести порядок, правительство уже в апреле 1613 года учредило особый Казачий приказ и летом начало переводить часть вольных казаков на положение служилых. В дальних северных уездах казакам давали земли и зачастую, кроме военной службы, требовали с них обработку государевой пашни. Между тем, многие казаки стремились сохранить свою вольность. Ведь их предки когда-то бежали в Дикое поле или на Дон вовсе не для того, чтобы свободно возделывать землю. А потому, оказавшись относительно богатых северных землях, большинство казаков продолжало жить по обычаям наемных солдат, до нитки обирая местное население.