Перед тем, как увести на кладбище накрывают поминальный обед, с благословения духовного лица. Стелют на стол скатерть белого цвета. Садят за стол молящихся бабушек и духовное лицо. На середину стола ставят хлеб (ярушник), разделенный на четыре части, ложки и соль. На стол носят по два одинаковых блюда по обе стороны стола. Обязательно готовят 12 или 14 блюд:
1) Окрошка;
2) Уха;
3) Кисель;
4) Рыба;
5) Различные каши;
6) Жареный лук;
7) Жареная морковь;
8) Крахмальный кисель на молоке с яйцом и сметаной;
9) Малина или черника с медом;
10) Брусника со сладкой водой;
11) Фрукты.
Последним подают мед.
Все блюда должны быть попробованы. В посты поминают постными блюдами. На поминках используется определенная посуда – ребечья, из которой едят молящиеся и духовник.
Приложение 3
Глоссарий старообрядческого говора деревень Багыр, Бараны, с. Красногорского Красногорского района
Бахорить, баять- разговаривать
Баско - красиво
Ведро - ясно
Голик- веник
Губы- грибы
Губнича - грибовница
До ветру - туалет на улице
Дожжит - идет дождь
Едренный - здоровый
Зыбка- люлька
Ишо - еще
Калега - брюква
Квашня- тесто
Кринка - глиняный горшок
Лавка- скамья
Напелить-одевать
Оболокаться - одеваться
Оконича - окно
Оплататься - надеть платок
Падешки - варежки
Персты- пальцы
Похлебка- суп
Подволока- чердак
Портки- брюки, штаны
Паренки - пареные овощи
Правда лечо- правда что ли
Пожитки- вещи
Преснича - прялка
Рукомойник- умывальник
Рукотерник - полотенце
Сербится - чешется
Зырить - смотреть
Удворица - усадьба
Хлебать- кушать, есть
Черепень - посуда
Ярушник - каравай
Шлячки - комки грязи
Приложение 4
Сергей Алалыкин.
СТАРОВЕРЫ.
Знаю я, что староверы-
Крепкий, радостный народ.
Что с того, старой веры,
Почитает прежний род?
Старовер трудолюбивый,
Твердо жизнь свою кует,
Справедливо, не суетливый,
С веры божьей не сойдет.
И кому какое дело,
Как живет и любит как,
В жизни он всегда у дела.
Со сноровкой, не простак.
Быт размерен, интересный,
Любят праздничный обряд.
Аккуратно, чуть с растягом
Староверы говорят.
Я стихами староверов
Славлю, счастье им дарю
И за то, что старой веры,
От души благодарю.
Отчий край. Стихи и песни. С.53.
Глазов. 2001.
Приложение 5
1 Ивонин Ю.М. Христианство в Удмуртии: история и современность. – Ижевск.: Удмуртия, 1987. – с. 5.
[2] История религии. В 2т. Т.2/ под общей ред. И.Н. Яблокова, - М. – 2004. с. 273.
[3] Гончаров А.Н. Старое не значит плохое// Победа, - 2005. – 29 марта. – с. 3.
Гончаров А.Н. Староверы// Победа. – 2004. 17 декабря. – с. 4.
Гончаров А.Н. Старообрядцы XXI века// Победа. – 2006. – 21 февраля. – с.3.
[4] Константинова Т. И.Ф. Каптерев о патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче// Календарь Древлеправославной Поморкой церкви. – 2004. – с. 72.
[5] Константинова Т. И.Ф. Каптерев о патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче// Календарь Древлеправославной Поморкой церкви. – 2004. – с. 74.
[6]Ивонин Ю.М. Христианство в Удмуртии: история и современность. – Ижевск: Удмуртия,1987.- с. 30.
[7] Нитобург Э.Л. Русские религиозные сектанты и староверы в США// Новая и Новейшая История. – 1999. - № 3 – с. 47.
[8] Ивонин Ю.М. Христианство в Удмуртии: история и современность. – Ижевск: Удмуртия,1987.- с. 32.
[9] Ивонин Ю.М. Христианство в Удмуртии: история и современность. – Ижевск: Удмуртия,1987.- с. 32.
[10] Ивонин Ю.М. Христианство в Удмуртии: история и современность. – Ижевск: Удмуртия,1987.- с. 33.