Актуальные проблемы современного старообрядчества
Страница 8

Перед тем, как увести на кладбище накрывают поминальный обед, с благословения духовного лица. Стелют на стол скатерть белого цвета. Садят за стол молящихся бабушек и духовное лицо. На середину стола ставят хлеб (ярушник), разделенный на четыре части, ложки и соль. На стол носят по два одинаковых блюда по обе стороны стола. Обязательно готовят 12 или 14 блюд:

1) Окрошка;

2) Уха;

3) Кисель;

4) Рыба;

5) Различные каши;

6) Жареный лук;

7) Жареная морковь;

8) Крахмальный кисель на молоке с яйцом и сметаной;

9) Малина или черника с медом;

10) Брусника со сладкой водой;

11) Фрукты.

Последним подают мед.

Все блюда должны быть попробованы. В посты поминают постными блюдами. На поминках используется определенная посуда – ребечья, из которой едят молящиеся и духовник.

Приложение 3

Глоссарий старообрядческого говора деревень Багыр, Бараны, с. Красногорского Красногорского района

Бахорить, баять- разговаривать

Баско - красиво

Ведро - ясно

Голик- веник

Губы- грибы

Губнича - грибовница

До ветру - туалет на улице

Дожжит - идет дождь

Едренный - здоровый

Зыбка- люлька

Ишо - еще

Калега - брюква

Квашня- тесто

Кринка - глиняный горшок

Лавка- скамья

Напелить-одевать

Оболокаться - одеваться

Оконича - окно

Оплататься - надеть платок

Падешки - варежки

Персты- пальцы

Похлебка- суп

Подволока- чердак

Портки- брюки, штаны

Паренки - пареные овощи

Правда лечо- правда что ли

Пожитки- вещи

Преснича - прялка

Рукомойник- умывальник

Рукотерник - полотенце

Сербится - чешется

Зырить - смотреть

Удворица - усадьба

Хлебать- кушать, есть

Черепень - посуда

Ярушник - каравай

Шлячки - комки грязи

Приложение 4

Сергей Алалыкин.

СТАРОВЕРЫ.

Знаю я, что староверы-

Крепкий, радостный народ.

Что с того, старой веры,

Почитает прежний род?

Старовер трудолюбивый,

Твердо жизнь свою кует,

Справедливо, не суетливый,

С веры божьей не сойдет.

И кому какое дело,

Как живет и любит как,

В жизни он всегда у дела.

Со сноровкой, не простак.

Быт размерен, интересный,

Любят праздничный обряд.

Аккуратно, чуть с растягом

Староверы говорят.

Я стихами староверов

Славлю, счастье им дарю

И за то, что старой веры,

От души благодарю.

Отчий край. Стихи и песни. С.53.

Глазов. 2001.

Приложение 5

1 Ивонин Ю.М. Христианство в Удмуртии: история и современность. – Ижевск.: Удмуртия, 1987. – с. 5.

[2] История религии. В 2т. Т.2/ под общей ред. И.Н. Яблокова, - М. – 2004. с. 273.

[3] Гончаров А.Н. Старое не значит плохое// Победа, - 2005. – 29 марта. – с. 3.

Гончаров А.Н. Староверы// Победа. – 2004. 17 декабря. – с. 4.

Гончаров А.Н. Старообрядцы XXI века// Победа. – 2006. – 21 февраля. – с.3.

[4] Константинова Т. И.Ф. Каптерев о патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче// Календарь Древлеправославной Поморкой церкви. – 2004. – с. 72.

[5] Константинова Т. И.Ф. Каптерев о патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче// Календарь Древлеправославной Поморкой церкви. – 2004. – с. 74.

[6]Ивонин Ю.М. Христианство в Удмуртии: история и современность. – Ижевск: Удмуртия,1987.- с. 30.

[7] Нитобург Э.Л. Русские религиозные сектанты и староверы в США// Новая и Новейшая История. – 1999. - № 3 – с. 47.

[8] Ивонин Ю.М. Христианство в Удмуртии: история и современность. – Ижевск: Удмуртия,1987.- с. 32.

[9] Ивонин Ю.М. Христианство в Удмуртии: история и современность. – Ижевск: Удмуртия,1987.- с. 32.

[10] Ивонин Ю.М. Христианство в Удмуртии: история и современность. – Ижевск: Удмуртия,1987.- с. 33.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9