На вопросы анкеты отвечали 25 человек, из них 19 женщин и 6 мужчин. Опрошенные проживают в д. Багыр Красногорского района и с. Красногорском.Женщин - респондентов можно условно подразделить на 3 возрастные группы:1. От 23 – 35 лет (служащие, интеллигенция).2. От 35 до 45 лет (служащие, интеллигенция).3. От 45 до 60 лет (служащие, пенсионеры).Мужчин – респондентов подразделяем на две группы:1. От 24 до 40 лет (служащие, работающие).2. От 40 до 55 лет (служащие, работающие).Большинство респондентов, в возрасте 32 – 60 лет, представляют себе, что старообрядец – это представитель одной из ветвей православия со своей культурой, обычаями и характером.Большинство респондентов, возрастной ценз которых от 40 до 60 лет, признают, что Красногорский район по праву считается старообрядческим.Ответивших на вопросы о культуре старообрядцев большинство (20 человек от 30 до 60 лет) считают, что культура староверов – это свод правил и поведения, как в обществе, так и в семье, который отличается аскетизмом, замкнутостью большим количеством запретов. Однако это же большинство считает, что старообрядческая культура не существует в наше время.Среди верующих старообрядцев преобладают лица в возрасте от 40 до 75 лет.Если говорить о состоянии современного старообрядчества, то из ответов видно, что в Красногорском районе старообрядчество стало легальным и массовым, люди перестали стыдиться своей веры, (так ответили 12 человек от 23 до 40 лет), но и они уже не придерживаются строгих правил.Респонденты указали на следующие проблемы современного старообрядчества:- среди посетителей молельных домов и служб почти нет молодежи (10 человек от 29 – 55 лет);- резко сократилось число старообрядческих общин (7 человек, 46 – 60 лет);- не соблюдение многих правил, постов, обрядов, нарушение запретов (15 человек, 26 – 60 лет).Радует то, что, по мнению респондентов велика вероятность решения этих проблем (16 человек, 26 – 60 лет). По мнению ответивших, решение проблем возможно с помощью следующих мер:1. В управлении общиной должны стоять люди грамотные, имеющие образование на уровне духовных семинарий (7 человек, 45- 55 лет).2. Решать проблемы старообрядчества необходимо правительство. Этого мнения в основном придерживается молодежь (5 человек, 23 – 34 года).Кроме того, по мнению респондентов, в настоящее время наблюдается кризис старообрядчества в Красногорском районе (16 человек, 30 – 60 лет).Таким образом, результаты социологического опроса четко выделяют три актуальнейшие проблемы старообрядчества в Красногорском районе:1. Отход от церкви молодежи;2. Резкое сокращение численности общин;3. Утрата культуры старообрядцев. 2.3.Анализ актуальных проблем старообрядчества Красногорского района на основе результатов опроса Из социологического опроса, проведенного среди старообрядцев Красногорского района, можно выделить несколько актуальных проблем старообрядчества в Красногорском районе: «Отход» от церкви молодежи. Главной и основной задачей современного старообрядчества в Красногорском районе считается сохранить влияние староверия на молодое поколение, попытаться привлечь его в ряды верующих. Нарушая запреты пожилых людей, старообрядческая молодежь уже достаточно давно (5 лет назад) стала интересоваться общественной работой, политикой, культурой, стала отходить от религии. Молодежь в последнее время предпочитает посещать ночные клубы, дискотеки, реже театры и библиотеки. В старообрядческих общинах резко упала посещаемость церквей и молелен. Так, в районе даже в большие религиозные праздники посещаемость верующими церковной службы составляла всего 10 – 15 % по отношению к общему количеству верующего населения. В течение уже достаточно долгого времени, порядка 10 -15 лет, основную массу прихожан составляют в основном женщины, преимущественно пожилые. А в селе Красногорском нередко на моления собираются исключительно пожилые женщины. Молодые люди 18 – 28 лет среди старообрядцев встречаются как исключение. Они, как правило, не знают наименования толка, к которому относятся, молитвенных собраний не посещают и дома не молятся.Но радует то, что наставником старообрядческой общины все же остается мужчина, хотя тоже уже не молодой. Конечно, существует небольшая часть молодежи, которая признает бога и считает себя старообрядцем, но не молится, не носит креста, не соблюдает постов, не соблюдает религиозные праздники и т.д. Эта религиозность почти полностью обезличенная, потерявшая всякую старообрядческую специфику. При благоприятных условиях она легко переходит в полное безверие. В последнее время, наоборот, наблюдается тенденция к тому, что молодежь начинает «возвращаться к религии». Во многих уголках России на молениях уже можно увидеть, пусть пока небольшое, количество молодых людей. Кроме того, уже в течение нескольких лет для молодых людей проводятся летние лагеря в Санкт-Петербурге, где собирается молодежь, которая не только узнает что-то новое об обрядах, нравах, традициях и привычках, но и пытается найти пути решения проблем современных старообрядцев.Так, например, с 14 по 15 июля 2003 года в Санкт-Петербурге состоялся третий Международный Слет молодежи Древлеправославной Поморской Церкви, в работе которого приняли участие 40 молодых людей из России, Беларуси, Украины и Латвии.Темы, обсуждаемые на слете, насущны для молодежи: о значении обряда в Церкви, проблемы соблюдения христианского образа жизни в современной семье и обществе, и прочее. Решения участниками слета принимались «единомысленно» и соборно.[31] III международный слет молодежи ДПЦ принял следующие решения:1. Участники Молодежного Слета предупреждают, что современная массовая молодежная культура (музыка, всевозможные молодежные клубы и группировки, индустрия развлечений, светская мода, спорт и прочее), а также средства массовой информации согласно правилам 42 и 45 святых Апостолов и 50, 51 VI Вселенского Собора являются больших грехом и призывают молодежь сознательно отказаться от участия в этих бесовских сборищах, игрищах и зрелищах. 2. Участники Молодежного Слета призывают своих одноверных ровесников жениться и выходит замуж только по вере. 3. Участники Молодежного Слета ходатайствуют перед Российским Советом Древлеправославной Поморской Церкви о традиционном проведении молодежных слетов и лагерей ежегодно. В России в целом наблюдается такая тенденция, но если рассматривать Красногорский район, то здесь проблема отхода молодежи от церкви стоит еще очень остро и пока решение этой проблемы не наблюдается.Сокращение численности старообрядческих общин.С самого начала старообрядчество было весьма разношерстным по своему социальному составу, распадалось на множество всевозможных толков и согласий, которые отличались друг от друга: беспоповщина, поповщина, стефановщина, душители, мельхиседеки, нетовцы, онуфриевщина, рябиновщина, дырники, филиповцы и т.д.В первые годы появления представителей «старой веры» на территории Удмуртии и в частности в Красногорском районе существовало не мало различных толков и согласий: беспоповщина, поповщина, единоверие, белокриницкая иерархия, иоанниты, хлысты, скопцы и трезвенники.Сейчас же наблюдается резкое сокращение старообрядческих толков и общин. В настоящее время осталось только два старообрядческих толка - поповщина и беспоповщина.Кроме того, наблюдается сокращение численности общин. Самая большая община на сегодняшний день состоит из 15 человек (с. Красногорское). И сокращение продолжается. Эта проблема, по-моему, вытекает из предыдущей. Раз наблюдается отход молодежи от веры, то, естественно, и сокращается численность общин, так как остаются только старики лет под 60 – 70. Еще пару лет и некоторые общины вообще могут прекратить свое существование. Часто встречаются такие случаи, когда часть верующих перестает участвовать в молебнах, религиозных обрядах, до поры до времени, не порывая окончательно с общиной. Однако эти верующие, в конце концов, отходят от религии и становятся атеистами. За счет и этой группы тоже идет непрерывное сокращение числа последователей «старой веры». Некоторые деревни, поселки и села, в которых еще совсем недавно находилось немалое количество старообрядческих общин просто исчезли в связи с тем, что часть населения разъехалась, а остальная часть умерла. К таким населенным пунктам можно отнести: Осипинцы, Сухих, Заимки, Тарасенки, Котляки, Семушинки, Мосята и т.д. Следовательно, опять наблюдается сокращение общин.Еще одной из причин сокращения численности старообрядческих общин и толков – это так называемые «смешанные браки». Очень часто в таких семьях детей крестят не в старообрядцы, а в православные и тем самым опять идет сокращение численности толков и общин.Подводя итог, следует сделать следующие выводы.В настоящее время количество обособленных согласий и толков сократилось более чем в три раза. Это вызвано, прежде всего, прошедшими преобразованиями, сужением социальной базы религии, ростом культурного уровня народа, что, в конечном счете, привело людей к разрыву с религией. Однако, наиболее крупные старообрядческие согласия Красногорского района, такие как поповцы и беспоповцы сумели сохранить свои позиции.Нарушение традиционных запретов и утрата культуры старообрядцев. Несколько лет назад для старообрядчества было характерной чертой соблюдение всех религиозных правил и обрядов (см. Приложение 2). В настоящее же время многие представители «старой веры», считая себя верующими не соблюдают элементарных религиозных предписаний. Среди современных верующих трудно найти людей, соблюдающих посты, ведущих достаточно аскетичный образ жизни, соблюдающих все запреты, разве только среди пожилых женщин, да и то не всегда. Многие верующие даже не посещают регулярно богослужения и даже не молятся.Еще сравнительно недавно чай именовался у староверов «растением, проклятым богом», сахар – «антихристовым соблазном», картофель – «бесовским многоплодным блудным растением». В настоящее время эти продукты повсеместно употребляются старообрядческим населением. У каждого из старообрядцев сегодня имеются огороды, засаженные картофелем. Практически не сохранилось старообрядцев, которые отказывались бы от медицинской помощи и лекарственных препаратов. Широкое распространение среди верующих получили электричество радио и телевидение. Без этого сейчас уже никто не живет. Даже в местном молельном доме богослужения проводятся не при свете лучины, а с электричеством.Молодежь и люди среднего возраста охотно посещают концерты, театры даже в дни религиозных праздников, что еще в сравнительно недавнем прошлом запрещалось строжайшим образом. Многие старообрядцы сбривают усы и бороду, а иные из них, в том числе наставники, курят, что прежде считалось тягчайшим грехом.Сейчас, например, уже практически нельзя встретить общины, в которых богослужения проводятся по всем правилам. По правилам комната, в которой совершалось богослужение, разделялась на две половины перегородкой или занавеской: одна половина предназначалась для мужчин, другая для женщин. Сейчас же во всех молельных домах богослужение проводится «смешанное»: мужчины и женщины вместе. Но до сих пор у старообрядцев остался глоссарий местного говора (см. Приложение 3).Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время очень ярко наблюдается проблема нарушения традиционных запретов и даже их стирание. Сегодня старообрядцы практически ничем не отличаются от простого человека любой другой веры. Все это может привести к тому, что в скором будущем сами старообрядцы просто «исчезнут» и о них уже мало кто будет помнить. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате проведения социологического исследования решены поставленные задачи, достигнута цель.Выполненное исследование позволяет сделать следующие выводы. Перед современным старообрядчеством в настоящее время стоит не мало проблем: снижение посещаемости верующими молитвенных собраний; уменьшение числа совершаемых обрядов; отход от религии молодежи; и, пожалуй, самая острая проблема – утрата культуры старообрядцев.Из этого следует, что вследствие наличия достаточно большого количества проблем старообрядчество в настоящее время переживает кризис.Количество обособленных согласий и толков сократилось более чем в три раза. Это вызвано, прежде всего, прошедшими преобразованиями, сужением социальной базы религии, ростом культурного уровня народа, что, в конечном счете, привело людей к разрыву с религией. Однако наиболее крупные старообрядческие согласия Красногорского района, такие как поповцы и беспоповцы, сумели сохранить свои позиции. Кроме того, в настоящее время очень ярко наблюдается проблема нарушения традиционных запретов и даже, я бы сказала, их стирание. Сегодня старообрядцы практически ничем не отличаются от простого человека любой другой веры. Все это может привести к тому, что в скором будущем и сами старообрядцы просто «исчезнут», о них будут знать только историки.Сохранившие свою религиозную активность старообрядцы понимают, что «старая вера» находится в кризисном состоянии, но они пытаются нащупать выход из такого положения. Это выражается в частности, в том, что они стремились и стремятся сплотить и объединить по возможности более широкий круг тех староверов, которые твердо стояли на религиозных позициях.Если рассмотреть жизнь современных старообрядческих семей, то обращает на себя внимание еще одно обстоятельство, которое может оказать влияние на дальнейшую судьбу «старой веры» в Красногорском районе и в Удмуртии в целом. Речь идет о воспитании подрастающего поколения, о желании некоторого числа верующих воспитывать своих детей в духе «древнего благочестия». Правда, о массовом проявлении подобных настроений в наши дни говорить не приходиться, ибо большинство старообрядцев относится к этому делу довольно безразлично. Но в то же время часть сторонников «старой веры», как показывают наблюдения, сохраняют свое желание дать детям религиозное воспитание.Кроме того, старообрядцы пытаются привлечь все большее число молодежи, хотя бы за счет организации летних лагерей старообрядцев, проводимых уже в течение последних 5 – 7 лет. Следует добавить, что старообрядческий актив всех толков усиливает свое давление на семьи верующих с тем, чтобы в них сохранялась прежняя обрядность. При этом наставники и священники внушают мысль – это своеобразный религиозный ритуал, что любой поступок в доме – это определенное культовое действие. Отсюда и своеобразие в поведении старообрядцев, которое сохранилось до сих пор. Оно проявляется в ношении бороды, особой прически и т.д.Подводя итог, можно утверждать, что в настоящее время существует не мало проблем у старообрядцев, и современное старообрядчество вследствие этого находится в кризисном состоянии. Но все это носит достаточно противоречивый характер. С одной стороны, падает религиозная активность большинства рядовых старообрядцев, «старая вера» держит под своим влиянием людей в основном пожилых. С другой стороны, почти в каждом толке имеется значительная группа верующих, которая много времени уделяет тому, чтобы решить существующие проблемы и вывести староверие из кризиса, сплачивая в этих целях активных старообрядцев и стараясь превратить семью в крепость «старой веры».