5. Ивонин Ю.М. Старообрядцы и старообрядчество в Удмуртии. – Ижевск: Удмуртия, 1973. – 24 с.
6. Ивонин Ю.М. Христианство в Удмуртии: история и современность. – Ижевск: Удмуртия, 1987. – 116 с.
7. История религии. В 2т. Т.2 / под общей ред. И.Н. Яблокова, - М.- 2004.- 676 с.
8. Катунский А.Е. Старообрядчество. – М.: Политиздат, 1972. – 120 с. Заливка эпоксидной смолой толстого слоя - стол из эпоксидной смолы art-smola.ru.
9. Клибанов А.И. Русское православие: вехи истории. – М.:, 1989. – 358 с.
10.Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. – М.: Мысль, 1979. – 126 с.
11.Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. – М.: Мысль, 1969. – 112 с.
12. Тронина Г.И. Атеистическое воспитание трудящихся на материалах Удмуртской АССР. - Ижевск: – 1981. – 134 с.
13. Удмуртская республик: Энциклопедия. – Ижевск: Удмуртия, 2000. - 799 с.
14. Шиляева В.Ф. Сергинская мудрость - Сергинская душа.- Глазов: Глазовская типография, 2003. - 130 с.
15. Шумилов Е,Ф, Христианство в Удмуртии. Цивилизационные процессы и христианское искусство XVI – начала XX века. – Ижевск:2001 – 430 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1 Социологический опрос.
1. Кто такой, по вашему мнению, старообрядец (старовер)?
2. Что вы можете сказать об утверждение, что Красногорский район – район староверский?
3. Что такое, по вашему мнению, культура старообрядцев?
4. Существует ли старообрядческая культура в наше время?
5. Какой, на ваш взгляд, биологический возраст преобладает среди верующих старообрядцев?
6. Что вы можете сказать о состоянии современного старообрядчества (в нашем районе)?
7. Какие на ваш взгляд проблемы существуют у современного старообрядчества?
8. Есть ли вероятность решения этих проблем.
9. С помощью каких мер возможно решение этих проблем?
10. Что вы можете сказать об утверждении, что в настоящее время старообрядчество переживает глубокий кризис?
Приложение 2
Обряды староверов. Рассказ Яговкиной Г.Е., 1957 года рождения, жительница дер. Багыр Красногорского района.
КРЕЩЕНИЕ.
Крещение, как духовное рождение человека, это важное событие как для крещенного, так и для семьи. Крещение- это предание воде. Оно происходит заранее в назначенный день до восхода солнца. Духовное лицо окунает младенца три раза в проточной воде, с головой. Исключение делается только для больных грудных детей, которых зимой крестят в деревянной кадушке-дуплянке. Старообрядцы считают, что именно трехпогружательное крещение очищает крестящего младенца от первородного греха.
Принимает ребенка воспринимаемая (крестная) мать, заворачивает в скатерть. Мать ребенка в обряде не участвует. Младенца заносят в дом, одевают в заранее приготовленный новый крестик на светильне. Крест является символом веры и оберегом от нечистой силы и поэтому крест необходим любому, особенно детям. Если крещения не было, то крест все равно надевали на детей родители или повивальная бабка. Происходит обряд «накидывания креста». Также младенцу надевают льняную рубашку и завязывают пояс из той же ниточки что и на крестике, читают молитву. После крещения 8 дней нельзя мочить ребенка водой, родители 8 дней не спят вместе. Домочадцам нельзя курить, пить спиртное, чай, нельзя браниться. По истечению 8 дней дом освящают чистой водой и моют ребенка.
Одним из важных моментов крещения является имянаречение. Имя выбирают по святцам, его дают священник, наставник или повивальная бабка: мальчику по дню крещения, а девочке за неделю до и после рождения. Святой, имя которого выбрано для ребенка становится его покровителем.
СВАДЕБНЫЕ СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ КОСТЮМЫ
В свадебный старообрядческий костюм входит: белая рубашка с длинными рукавами. Рукава рубашки украшены вышивкой, поверх рубахи надевается сарафан. В первый день свадьбы борошник, во второй – косоклинный. Сарафан черного, темно – синего или коричневого цвета. Поверх сарафана надевается фартук с вышивкой, того же цвета что и рубашка. На фартуке завязывается пояс с ровными концами. На голове обязательно «старская шаль» (большой платок с кистями). На ногах высокие, хромовые ботинки, спереди на шнурках. Сарафан, рубашку и фартук шили из домотканого холста. С начала XX века из покупной такни, в основном из сатина. Девочка, а затем уже девушка начинала готовить себе приданное, так как на второй день она должна поменять около 10 костюмов. Также в приданное готовились полотенца, скатерти и чистые новины.