Что значит жить вместе? Это значит вместе идти в цепи загонщиков и плечом к
плечу стоять в сражении; это значит вместе есть у костра горячее мясо и в
случае нужды без колебания отдавать свою долю попавшему в беду другу и брату.
«Люди эскимосского стойбища, – писал известный полярник Расмуссен, – жили в
состоянии столь ярко выраженного коммунизма, что не было даже никаких особых
охотничьих долей. Все трапезы совершались вместе, как только было убито
какое-либо животное…» Коммунизм, Равенство, Братство были великими обычаями
охотников всех времен. Охотник не мог жить в одиночку: источником пищи людей
Каменного Века была коллективная загонная охота. Одиночка был обречен на смерть
и, сражаясь за жизнь, люди сплачивались всё тесней и тесней – так, чтобы каждый
чувствовал руку друга и брата рядом со своей рукой.
Род – так называлось то великое целое, которое появлялось от соединения тел и
душ. Все мужчины рода считались братьями, и это братство не зависело от
обстоятельств рождения. Братья-мужчины были неразлучны, они вместе охотились,
вместе ели и вместе спали. Их единство доходило до самоотречения: скифские
братья клялись, что в случае необходимости умрут один за другого. "И мы
действительно так поступаем, – говорил скиф Токсарис, герой одного из древних
писателей. – С того времени, как мы, надрезав пальцы, накапаем крови в чашу и,
омочив в ней концы мечей, отведаем этой крови, ничто не может разлучить
нас".
Единство не оставляло места для себялюбия и лукавства; прямота, честность,
открытость были необходимыми качествами охотника. "Бог сотворил этих простых
людей без пороков и хитрости", – писал испанский епископ Лас Касас об
американских индейцах.
Хитрость и обман порождали недоверие и несогласие, а малейшие разногласия перед
лицом окружающих опасностей могли привести к гибели. Поэтому слово охотника было
во все времена словом чести.
Люди Каменного Века не знали, что такое богатство и власть. Родовичи были равны
друг другу и все вместе решали свои дела. Выборным вождям негде было проявить
себя, потому что не было ни распрей, ни смут, не было тех, кого они должны были
бы судить и наказывать. Тяжелейшим наказанием считалось публичное осмеяние
виновного – и этого было вполне достаточно, чтобы он исправился или умер от
стыда. Чувство стыда, боязнь публичного осмеяния, честолюбие – вот те качества,
которые завещаны нам людьми Каменного Века. Честолюбие в те времена заменяло
богатство, и люди были готовы пойти на риск, чтобы удостоиться сдержанной
похвалы сородичей.
Единство и сплоченность ценились превыше всего, ничто не должно было
разъединять мужчин рода: ни распри, ни доля добычи, ни соперничество из-за
женщин. Брак формально существовал: каждый мужчина должен был привести в род
женщину, которая считалась его женой – первой женой. Но, как это принято у
австралийцев, у каждого мужчины были также вторые, третьи, четвертые жены –
жены братьев и побратимов. Алеуты называли жену брата "аягань"
("моя жена") или "аягатанах" ("заместительница
жены"). Мужчины часто обменивались женами и детьми – почти половина детей
эскимосов, живших у залива Рипалс, воспитывалась в чужих семьях. Друзья,
"товарищи по песне", даже формально имели общих жен, братство мужчин
всегда выливалось в общность жен. Даже сейчас во многих азиатских странах ещё
не забыт старинный обычай предоставления женщины гостю.
Постоянный обмен женщинами, детьми, пищей дополнялся обменом подарками – тем
немногим, что составляло личную собственность охотников: каменными ножами,
бумерангами, поясами из человеческих волос. Род был един и всё достояние его
было общим, это особенно проявлялось во время родовых празднеств. Совместное
угощение, молитвы общему предку, экстатические танцы и беспорядочная любовь
символизировали единство рода. Род был олицетворением единства, и только
единство могло спасти людей в час испытаний, единство, выносливость и терпение.
Это было главное, и поэтому вся жизнь Рода была посвящена воспитанию
сплоченности, выносливости и терпения в предвидении того рокового часа, когда
всё это потребуется на охоте или в бою.
Приобретение крестьянством свободы
Следствием развития
товарно-денежных отношений является начавшийся в XIII в. процесс выкупа
крепостных крестьян на волю, освобождение их от личной зависимости, превращение
лично зависимых сервов в ...
Работы А. И. Неусыхина (О проблемах генезиса феодализма)
Большое значение для
теоретического решения проблемы генезиса феодализма в Западной Европе имели
работы А. И. Неусыхина (1898—1969). В книге «Возникновение зависимого
крестьянства как к ...
Экономические предпосылки образования системы территориальных княжеств
Подъем
производительных сил и связанные е ним перемены в социальной структуре общества
оказали большое влияние на политическое развитие страны. Однако
социально-экономические сдвиги в Германии в от ...